Банкет под Лобным местом. Продолжать или нет?
Разрекламированный, как центральное мероприятие Года Литературы в России, книжный фестиваль на Красной площади показал, по меньшей мере, несостоятельность организаторов…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Анонсированных 100 тысяч книг (явно взятых из «ста томов партийных книжек» Маяковского) не наблюдалось, как и 300 издательств. В лучшем случае – при чисто механическом обзоре – их было в два раза меньше, в худшем – в три.
Да и пора уже прекратить считать Книгой тонкие книжонки знаменитых авторов – без вступительной статьи, фотографий и комментариев. «Ведь всего интереснее – комментарий» (А. Кушнер).
Анна Наринская в «Коммерсанте» много чего заковыристого наговорила о нарочитости «прикремлёвского» феста. Ну, думаю, вырулит-таки на хэппи энд, но нет – черта была подведена достаточно чётко.
«Фестиваль был… никакой. Выстроенный по любимому сегодня принципу «пусть расцветает сто цветов». Абсолютно нейтральный, средневзвешенный, такой, где одно нивелирует другое, где никакая концепция не проявлена — ни идеологическая, ни интеллектуальная, ни художественная…»
Последней же фразой её статьи, дабы подсластить пилюлю, была следующая:
«Правда, по нашим временам такой ответ даже внушает оптимизм». О том, то есть, что в России книг выпускается немало. Вопрос – для кого? Все эти 500 миллионов экземпляров, поделённые на 120 тысяч наименований?
Но вот Павел Басинский в «Российской газете» потребовал «продолжения банкета». Чтобы, значит, опять кремлёвские стены и башни внушали тот самый оптимизм в ежегодном формате.
На фестивале анонсировали очередную ММКВЯ, она, слава те, господи, пройдёт на ВДНХ в нормальном выставочном формате с 2 по 6 сентября. Даже скидки на аренду площадей издательствам обещаны.
В чём я увидел ненормальность «прикремлёвского» феста?
Нашпигованные издательствами торговые ряды были устроены на манер овощного рынка, но никак не книжного. Сразу после открытия феста в пятницу – не самый напряжённый день – я пытался втиснуться там и сям. Где-то получилось, где-то нет, но обзор с завоёванного места и доступность книг оказались хуже некуда.
У издательства «Время» — через плечи прижавшихся к прилавку граждан – обнаружил отсутствие поэтических книг. Все распроданы и тема закрыта? Известный мне менеджер издательства только плечами пожал, а когда я ему напомнил о переговорах по моей книге, сделал вид, что меня не помнит, но, кажется, смутился.
Зато я, не смутившись, всучил ему одну из приготовленных для таких встреч книжек «От Перловки до Берлина». Менеджер сунул её под прилавок, скорее всего, там она и осталась. Но всё же – на Красной площади! Почти в том самом месте, где в 1968 году я стоял в парадном расчёте МсСВУ.
Вторую книгу – подарил Владимиру Конкину с такой надписью: «Лучшему Шарапову из всех Владимиров».
По словам актёра, о новой своей книге «К отцу» (Нет, это не о моём отце, а чисто художественное произведение…») он ведёт переговоры с издательством «Вече». Предъявил мне Конкин и шикарное удостоверение члена Союза писателей России.
Вообще же, посетовал он, издаваться приходиться за свой счёт, это слишком накладно, но в данном случае издательство обещает рассчитаться с ним частью тиража…
Жалобы господ издателей на холодность читательской публики, отчего де даже супер-пупер приходится печатать экономически невыгодными тиражами, даже обсуждать смешно. Они своими руками создали тот книжный рынок, который мы имеем. Вот и устроили им организаторы фестиваля банкет у Лобного места. Намекнули, то есть…
«Шарапов» -красавЕц!..