Проезжая через Тулу…
Итак, с чем там ассоциируется название старого русского города (между прочим, впервые упомянутого в летописи на год раньше Москвы) у простого обывателя, помимо самоваров-пряничков?..
Дарья ВАЛИКОВА
Фото автора
С Ясной, разумеется, Поляной (что под боком), с её чудаковатым босым гением и его непреклонной супругой, не желавшей разуваться, соблюдая дворянскую честь. С оружейниками, опять же. Что ж, немало; особенно, если добавить менее известный факт: в Туле ещё и хроматическую гармонику изобрели!
Ну, про графскую усадьбу распространяться не станем, про неё и так всем известно. А вот свой свежий мимолётный взгляд на город, думается, представить не помешает: со стороны, что называется, видней, особенно если без предвзятости.
Хотя предвзятость эту кто-то в своё время внушить попытался: уродливый, мол, город, неудобный и неуютный – правда, за исключением главного парка – вот тот очень даже хорош, и расположен почти в центре.
Парков-скверов, сразу отметим, в городе немало и помимо центрального, это даже на карте бросается в глаза. И вообще, много тут чего-то такого… чуть ли не сельского: то по району частной малоэтажной застройки едешь, то среди вполне урбанистического квартала вдруг откроется даль с полями до горизонта, а то обнаружишь какие-то рельсы (трамвайные?), поросшие травой-муравой… А населения, между прочим, примерно полмиллиона – совсем не маленький город.
Архитектурный облик в целом – пестрота, эклектика: купеческие особнячки, сталинские дома, хрущобы, какие-то стеклобетонные пристройки к храмам, современные монолиты… (Всё — разной степени ухоженности.) Впрочем, автору этих строк это скорее нравится: в отличие от стандартной современной жилой застройки, окультуренной, благоустроенной, однообразной, в таких местах всегда есть за что зацепиться взглядом, удивиться и даже умилиться.
Многоэтажек, конечно, полно, но совсем уж небоскрёбов, агрессивно лезущих ввысь и давящих на психику, к счастью, не видать (ну, почти). Дело, вероятно, ещё и в особом рельефе, состоящем из холмов и низин (когда-то сильно заболоченных).
Интересно, что если кремли всегда строились на возвышении, то местный, Тульский, получился аккурат во впадине, хотя, находясь на его территории, того не ощущаешь.
Про крепость сию — особо. Люблю, признаться, кремли «коллекционировать», выстраивать из них свою иерархию предпочтений. И, если Псковский кром по своей древней суровой внушительности по-прежнему вне конкуренции, то каменный Тульский кремль XVI века займёт в ней теперь одно из последующих мест, не иначе.
Надо сказать, в божеский вид его привели всего несколько лет назад (торговые ряды ещё продолжают реставрироваться) – на средства конкретных 1648-ми благотворителей. Такое реально согревает душу: не перевелись, получается, граждане, радеющие о старине не на словах!
Поскольку внутри Кремля теперь — лишь два храма, Успенский собор с великолепным декором, который надо рассматривать вблизи, фото передают его как-то не особо, и Богоявленский (в них нет богослужений, а есть музейные экспозиции) — территория кажется огромной и пустой. (А когда-то вмещалось больше ста дворов, немало церквей).
Все кремлёвские башни по-своему великолепны, но особенно впечатляет Башня Одоевских ворот – не имеющая, говорят, аналогов в русской архитектуре, с интересным шишаком-куполом и иконой Казанской Божьей Матери в специальной нише, «дабы басурман вразумлять»…
А при этом в самой чувствуется что-то басурманское, восточное – как будто тут не обошлось без влияния Тайдулы, жены татарского хана Узбека, чьим персональным владением Тула некоторое время являлась (хотя, конечно, строилась башня позднее).
В Богоявленском соборе – Музей оружия. Часть экспозиции уже перевели за стены Кремля, в филиал – огромное здание в виде древнерусского шлема-шелома. Не исключено, что однажды и всё остальное перекочует туда, а храм станет действующим.
А пока здесь нас просвещала молодая девушка Оксана, экскурсоводка, обнаружившая замечательное знание дела, будто сама много лет не то в армии прослужила, не то в закрытом военном КБ проработала. А чего удивляться – туляки, по идее, и должны дружить с оружием от мала до велика и независимо от пола.
Во время ВОВ, например, население обороняло свой город, почти забранный гитлеровцами в кольцо, героически, и взять его им так и не удалось. В общем — Калашников-Мосин-Стечкин и так далее; а заодно можно ознакомиться с тем, что стояло на страже Олимпиады в Сочи, с чем входили в Крым вежливые люди, а чем разгоняют у нас митинги (несанкционированные, разумеется!)
А ещё в городе работают музеи гармоники, самоваров, пряника и некоторые другие, а кроме того — разные любопытные памятники: Петру I, Демидову и прочим историческим, и не только, персонажам. Посмотреть, короче, есть чего.
Но напоследок всё равно хочется развести немного маниловщины. Вот если бы вдруг все облупившиеся купеческие особнячки да разваливающиеся старые дома разом отреставрировали, фасады разных унылых новостроек раскрасили в весёлые цвета, а от строительной мафии вроде той, что бесчинствует в Москве и Московской области, закатывая в бетон всё живое, город встал бы в оборону, как в своё время от фашистских войск (ведь то, что делается по новому строительству в провинции – это ещё, поверьте, мелкие, пусть и пренеприятные, цветочки, а крупные ядовитые ягоды, похоже, впереди); да ещё если б городская промышленность научилась загрязнять пространство поменьше, а тульский пряник снова начал делаться по подлинным старым рецептам, когда о существовании пальмового масла не подозревали, мёд был мёдом, а не ароматизатором «Мёд» — цены б тогда городу, поверьте, не было!
И даже всякие совковые лозунги типа «Да здравствует город-герой Тула!», «Водители! Будьте взаимно вежливы!» и проч., смотрелись бы милейшим приветом из прошлого. И от наших граждан, выбирающих импортозаместительный туризм, да и не наших, забугорных, тоже, вовсе не стало бы отбою и продыху…
Ведь помечтать-то нам никто не запретит, правда же?