НПП «МЕРА». И в воздухе, и на земле
Перед началом заседания президиума Государственного совета в Нижнем Тагиле 25 ноября 2015 года президенту России Владимиру Путину продемонстрировали отечественный авиадвигатель нового поколения – двухконтурный турбореактивный ПД-14…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора и НПП «МЕРА»
К этому времени новый двигатель, предназначенный для перспективного среднемагистрального лайнера МС-21, уже прошёл испытания на стенде НИИ авиационного моторостроения имени П.И. Баранова в подмосковном Лыткарино и успел подняться в небо на «рабочем месте» летающей лаборатории ЛИИ им. М.М. Громова Ил-76ЛЛ на подмосковном аэродроме Раменское.
В разработке и создании узлов двигателя принимали участие авиастроительные предприятия Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК). Головным разработчиком двигателя является ОАО «Авиадвигатель». Участником продолжающихся испытаний является также мытищинское научно-производственное предприятие «МЕРА».
«С ОАО «Авиадвигатель» нас связывает плодотворное сотрудничество с 2008 года. Внедрением автоматизированных испытательных систем «МЕРА» участвовала на всех циклах от разработки до лётных испытаний авиадвигателя ПД-14, — рассказал заместитель директора департамента системной интеграции НПП «МЕРА» Александр Кокорев.
Кроме бортовых испытательных систем на территории «Авиадвигателя» мытищинцы внедрили в эксплуатацию ряд автоматизированных стендовых комплексов для испытания различных узлов и агрегатов ПД-14.
«Сегодня мы с уверенностью смотрим в будущее, так как нас связывают тесные партнёрские связи как с ОАО «Авиадвигатель», так и с другими предприятиями в авиационной и ракетно-космической отрасли», — сказал Кокорев.
Непосредственно для лётных испытаний ПД-14 специалисты «МЕРЫ» разработали автоматизированную информационно-измерительную систему «Парус-ЛЛ» — для сбора и регистрации информации с двигателя в воздухе. Предприятие произвело все элементы системы, включая измерительное и коммутационное оборудование, кабельную сеть, программное обеспечение.
Заключительным этапом стал монтаж и настройка на борту летающей лаборатории аппаратно-программного комплекса АИИС инженерами НПП «МЕРА» совместно со специалистами ОАО «Авидвигатель» и ЛИИ им. Громова.
В рамках создания АИИС «Парус-ЛЛ» специалистами «МЕРЫ» разработаны специализированные бортовые модификации измерительных комплексов MIC-1150, MIC-170, MIC-140, MIC-710. Эти измерители сигналов предназначены для установки в мотогондоле, на пилоне самолёта и приспособлены для работы в самых сложных эксплуатационных условиях.
Система «Парус-ЛЛ» обеспечивает регистрацию и обработку более 600 данных — как медленноменяющихся (давление, температура, частотные параметры), так и динамических (вибрация, динамические деформации) параметров.
АИИС тесно интегрирована с бортовыми системами самолёта, системой автоматизации управления испытуемого двигателя, телеметрической и другими системами, разработанными специалистами ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова».
Результаты испытаний, что важно, подтвердили заявленные разработчиком параметры нового авиадвигателя. Интересно также, что другие узлы МС-21 уже проходят сборку на заводах ОДК, например, панели фюзеляжа – уже на третью машину!
«Работы по созданию АИИС «Парус-ЛЛ» стали для нас первым проектом подобного масштаба в сфере бортовых систем измерений. Опыт этого проекта позволил не только освоить новые технологии разработки и производства испытательного оборудования, но и алгоритмы решения многих организационных вопросов», — отметили в руководстве НПП «МЕРА».