Юрий ПЕТРУНИН окончательно вышел на поверхность
Почётный гражданин городского округа Мытищи Юрий Петрунин, завершив 25-летнюю карьеру журналиста в Мосметрострое, удостоился звания Почётного работника этого знаменитого предприятия…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора и – метростроевские — Александра ПОПОВА
На заслуженный отдых его проводили с соответствующей медалью, а также статьёй в родной газете «Метростроевец». Из его большого разговора со мной для статьи в мытищинской газете «Родники» я выбрал тему поэтов-метростроевцев, в когорту которых влился и наш герой.
Судьба поэта, инженера и журналиста, которую не обошли различные «зигзаги», привела его в «Метростроевец» не случайно.
В Литературном институте Петрунин попал в семинар известного поэта Евгения Долматовского. Но гораздо раньше, в 1958 году в Ленинграде, куда команда авторов московского альманаха «День Поэзии», включая Долматовского, приехала на выступление, Петрунин посвятил ему такое четверостишие:
Он вышел в свет из нового метро,
Глазами мир разглядывал обоими.
Теперь он – нержавеющий патрон
В советской поэтической обойме.
«Нержавеющий патрон» — это о непростой фронтовой судьбе поэта, читавшего бойцам стихи сразу после взятия рейхстага у Бранденбургских ворот. Известна также фотография Евгения Халдея: Долматовский шагает по разбитому Берлину с головой Гитлера подмышкой.
«Долматовский не очень на производственную тему распространялся, но время от времени свою причастность к строительству метро обозначал, — рассказывает Юрий Яковлевич, – работал он откатчиком на первой очереди примерно год. Это станция метро «Охотный ряд», бывшая «Проспект Маркса».
В собранной Петруниным в 2001 году книге стихов к 70-летию Мосметростроя «Из тоннеля на Парнас» перу Долматовского принадлежит написанное в 1934 году стихотворение «Лёлька». Бойкая проходчица упорно билась с начальством за то, чтобы на равных с мужчинами работать в кессоне с его искусственно повышенным давлением (для противодействия воде), где и не каждый мужчина мог выдержать. Ритм стихотворения – под Маяковского, с живыми сценами и диалогами.
В 50-х Долматовский напишет о первостроителях метрополитена целый роман в стихах «Добровольцы», который будет экранизирован. С одной из актрис – знаменитой Элиной Быстрицкой – Метрострой дружит до сих пор. «И до сих пор идут споры, — говорит Петрунин, — кто из метростроевцев под каким именем выведен у Долматовского в романе».
К первой книге Петрунина «Зимние электрички» Долматовский написал предисловие с «добрыми словами», причём, только ему. Она открывала сборник на одиннадцать поэтов — у каждого по авторскому листу — такие издания в литературной среде назывались братскими могилами. Книга представляла собой дипломную работу, сразу одобренную в печать издательством «Советская Россия».
Изначально инженер знаменитого мытищинского ОКБ кабельной промышленности, Петрунин был доволен, что и в «Метростроевце» его главной темой было реальное производство.
Проходка, откатка, бравые ребята-кессонщики, на которых медики ставили космические опыты, тоннели и штреки, тюбинги и прорывы воды, проходческие щиты, между прочим, немецкие, строительство в условиях плотной застройки, под реками, железными дорогами и парками, открытие новых станций – из его репортажей можно составить увесистый том, снять не один фильм, а целую эпопею.
«Я специально проходил пешком по ещё не законченному тоннелю под Яузой, чтобы почувствовать, что значит находиться под землёй ниже уровня реки. Внимательно рассмотрел все слои породы, известняка и глины – это производит сильное впечатление», — признался Петрунин.
Конечно, люди, строители интересовали его не меньше, в том числе ставшие очень известными или не очень, но — поэтами.
В 1973 года Петрунина принимают в члены Союза журналистов, через год он уходит из ОКБ КП по семейным обстоятельствам. Проработав полгода в московском строительном тресте, выиграв — всё же он был с двумя высшими образованиями — у других соискателей конкурс на работу в журнале «Библиотекарь», он познакомился с Алексеем Фоминым.
Алексей Николаевич, «ровесник революции», участвовал «по электрической части» в строительстве первой очереди метро, в годы войны – артиллеристом встретил врага практически на границе, защищал Сталинград, сражался на Курской дуге, а после Победы над Германией – «добивал на востоке японцев». Судя по интонации, с которой о нём рассказывал Петрунин,
Фомин был отчаянным бойцом. Да, он с первого дня войны воевал в артиллерии, но – связистом. В 1942 г. был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда», в 1943-м – орденом Красной звезды, в мае 1945-го заслужил орден Отечественной войны 1-й степени. Дважды легко раненый к 40-летию Победы получил ещё такой же орден.
В 1954 году, работая в метро, Фомин был наставником вчерашней школьницы Бэллы Ахмадулиной, которой для поступления в вуз нужен был минимум год производственного стажа. Отношения опытного фронтовика и юной поэтессы сложились самые что ни на есть лирические. Влюбчивая Бэлла посвятила своему наставнику немало стихов.
В сборник «Из тоннелей на Парнас» Петрунин поместил пять стихотворений Ахмадулиной, включая ставшее (в укороченном виде) с подачи Эльдара Рязанова песней «По улице моей который год…».
В 1993 году, когда Петрунин оказался без работы, именно Фомин, которому после несчастного случая запретили работать под землёй, позвал его в «Метростроевец». Алексей Николаевич сотрудничал с газетой, заочно закончил Литинститут. Вспоминая о боях в Карпатах, он писал:
Передо мною не впервые
Прошли тридцатые года,
И я представил, как живые,
Тоннель, платформы, поезда…
В своей корреспондентской деятельности на производственных участках – под землёй и на поверхности – Петрунин не забывал находить бывших метростроителей-поэтов и работавших в его время.
Из бывших он отмечает также фронтовика Николая Старшинова, ставшего известным поэтом и «продвинувшего» в печать ряд мытищинцев, включая Анатолия Головкова и автора этой статьи.
Помню, до знакомства со Старшиновым в издательстве «Молодая гвардия» я его, прихрамывающего со времён фронтового ранения, узнал сразу. Рядом мы случайно оказались в одном из книжных магазинов Москвы у прилавка с поэтическими сборниками…
Ветерану-афганцу, метростроевцу Анатолию Матвееву он помог собрать полноценную книгу «Четвёртый тост». В дарственной надписи Алексей назвал Юрия Яковлевича «родителем этой книжицы», как могли бы сказать и многие авторы Кедринского ЛИТО, которым Петрунин руководит более полувека. Чуть ранее на этом посту вёл занятия бывший метростроевец и фронтовик Борис Весельчаков.
Естественно, и в «парнасском» сборнике и в газете «Метростроевец» публиковались стихи Петрунина, а то и кедринцев, таких как метростроевец Виктор Фурсов, Юрий Саваровский, Владимир Рогалёв. Вот начало одного из стихотворения Петрунина, посвящённого строителям тоннелей.
Не тронув дворцов,
Не нарушив комфорта,
Вы там проложили удобный тоннель,
Где след от ботфортов Петра и Лефорта,
Где цельность истории – общая цель.
Рассекретил Юрий Яковлевич и автора первого стихотворения о Московском метро, ставшее «Песней старого извозчика». Это Ярослав Иванович Родионов, погибший под фашистскими бомбами в 1943 году.
Но метро сверкнул перилами дубовым –
Сразу всех он седоков околдовал…