Михаил Беликов – подводник у моста
Владимир ИЛЬИЦКИЙ.
Фото автора и Вячеслава НЕСТЕРОВА
Хорошо помнит о том, что происходило в блокадном Ленинграде, участник Великой Отечественной войны, бывший моряк Северного, а затем Балтийского флота, полковник в отставке Михаил Кузьмич Беликов. Поговорить с ним и его с женой, тоже блокадницей, Натальей Андреевной мне удалось в день проведения в Мытищах акции «Хлеб блокады».
1942 год. Нашему герою 18 лет, город Полярный, главная база Северного флота, учёба по специальности гидроакустика на новом британском оборудовании. Затем – с выходом в море стажировка на легендарной подводной лодке С-56 капитан-лейтенанта Григория Щедрина (будущий герой Советского Союза и вице-адмирал), являющейся сегодня кораблём-музеем во Владивостоке.
После окончанию учёбы краснофлотца Беликова направили служить на эскадренной (то есть предназначенной для боевых операций в составе эскадры кораблей) подводной лодке «П-3», Нам Михаил Кузьмич назвал её последнее обозначение «Б-1».
На рубке подводного крейсера, что можно увидеть и на фотоснимках предвоенного времени, был крупно выведен номер «П-3», что означало третью по счёту субмарину типа «П», то есть «Память». Собственно, всего три их таких и было.
Также называлась первая лодка, тогда как вступившая в строй Краснознамённого Балтийского флота (КБЛ) в июле 1936 года «П-3», именовалась «Искра» — в честь… нелегальной большевистской газеты.
Лодка обладала хорошей быстроходностью и, в чём, по словам Беликова, было её существенное отличие, вооружалась двумя 130-мм пушками с дальностью стрельбы более 25 км, а также 37-мм автоматическим зенитным орудием. В то же время, имевшая конструктивные недоработки, субмарина находилась в статусе учебного корабля.
Получившая в июле 1941 года пробоину по причине неудачного маневрирования «Искра» ремонтировалась в Кронштадте, и когда немцы бомбили доки, в неё попала 250-кг авиабомба.
По документам, получив повреждение 23 сентября, 29 октября она уже была в Ленинграде и включена в систему артиллерийской обороны города.
В основном, как большинство кораблей флота с их дальнобойными орудиями она вела огонь по вражеским артиллерийским батареям, заставив их значительно снизить время обстрела города.
«Фрицы нас периодически бомбили», — рассказал Михаил Кузьмич. Стоявшая у моста лейтенанта Шмидта подлодка, указано на сайте deepstorm.ru, 4 апреля 1942 года от разорвавшихся поблизости двух 250-кг авиабомб получила осколочные пробоины.
Главной проблемой, вспоминал Беликов, был выход из строя аккумуляторов. Ждать доставки и установки новых, заметил он, пришлось долго, Возможно, проблема была «застарелой» — ещё с Кронштадта. 1 мая экипаж приступил к консервации корабля, а 16 августа он был «выведен из кампании»,
Но служба краснофлотца Беликова продолжалась. В июле 1943 года, по его словам, такого, как раньше, голода в Питере уже не было, подводников вообще кормили хорошо, но все приметы осаждённой крепости сохранялись. Развалины, сирены воздушной тревоги, обстрелы, патрули на улицах.
В последний раз немецкая авиация бомбила Ленинград 17 октября 1943 года. Но артиллерийские обстрелы продолжались вплоть до полного снятия блокады в январе 1944 года.
Война закончилась, и наш герой здесь же, в Питере, был отправлен учиться. 30 февраля 1946 года курсанту Михаилу Беликову и ещё тринадцати преподавателям и слушателям Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф.Э. Дзержинского были вручены медали «За оборону Советского Заполярья», учреждённую в декабре 1944 года.
Медаль «За победу над Германией» ему, как и прочим участникам войны, в том же училище была вручена 15 апреля 1946 года. А в апреле 1985 года – орден Отечественной войны 2-й степени. Послевоенная служба Михаила Кузьмича в Мытищах связана с разработкой новых систем связи для Вооружённых сил.