Федоскино. Как попасть в «другую эпоху»
Владимир ИЛЬИЦКИЙ. Фото автора и Федоскинской фабрики
С 3 по 7 марта в столичном «Экспоцентре» прошла 29-я выставка-ярмарка народных художественных промыслов (НХП) России сезона 2020-2921 года «Ладья». Декабрьская «Ладья. Зимняя сказка» в прошлом году не состоялась, но уже во второй половине января 2021 года она была разрешена московскими властями как крупнейшее социально-значимое мероприятие.
Участие в выставке приняли 16 НХП Подмосковья.
«Такого шикарного стенда Московской области, как на этот раз, — современного и престижного — у нас никогда не было, — рассказал мне директор Федоскинской фабрики миниатюрной живописи Алексей Аверьянов.
«От нашего участия в выставке эффект был не только финансовый – несколько шкатулок уникальной работы удалось реализовать – о нас узнало ещё больше людей, в том числе благодаря красивому стенду», — ещё раз подчеркнул Аверьянов. По его словам, было заметно, что люди стосковались по культурным массовым мероприятиям.
Сегодня – после того, как правительство Московской области погасило накопившиеся долги предприятия, фабрика работает устойчиво и новых долгов не создаёт. Ежедневно проходят три-пять экскурсий, по выходным – больше 150 человек за день. У посетителей есть выбор: экскурсия или мастер-класс, иди же то и другое вместе. Относительно широкой в последнее время рекламы экскурсий на предприятие в Рунете, Алексей Васильевич заметил, что в этом фабрике помогает Комитет по туризму Московской области.
Несомненным плюсом стало открытие рядом с фабрикой общепита для гостей предприятия – это, по словам Аверьянова, один из первых шагов в реализации идеи создания в Федоскино настоящего туристического кластера, включённого в туристические маршруты Подмосковья. Ведь с фабрикой соседствуют областной Музей НХП и небольшая, но оригинальная галерея Надежды Стрелкиной. На фабрике пока пустуют значительные площади – потенциальные выставочные пространства.
РЕПОРТАЖИ ОТ 1000 РУБЛЕЙ
«Советский винтажный антураж», как Алексей Васильевич называет отнюдь не современно-промышленный, а именно исторический внутренний вид фабрики, тоже играет на руку развитию туризма – при его сохранности в хорошем состоянии.
«Люди у нас попадают в другую эпоху, причём, второго такого промысла, как федоскинский, нет нигде в мире». – подчёркивает Аверьянов.
По сути, он считает, что туристический маршрут в Федоскино уже сложился. Что нужно, так это поработать над созданием в селе новых достопримечательностей. Увеличение потока туристов скажется на росте продаж федоскинских шкатулок и на развитии инфраструктуры активного отдыха. Здесь и сегодня летние прогулки доставляют гостям большое удовольствие.
Речь зашла и контактах фабрики с туристическими агентствами. Они в целом налажены: запись на экскурсии, как правило, ведётся на месяц вперёд. Но мытищинских агентств, среди сотрудничающих с фабрикой, нет.
В сентябре прошлого года, напомнил Аверьянов, Комитет по туризму Московской области объявил об усилении информационной поддержки НХП и выпустил серию информационных материалов, как в целом по подмосковным промыслам, так и отдельно по каждому.
По мнению директора фабрики, закон о НХП также требует корректировки, и этот процесс уже идёт. В новом законе, надеется он, будут учтены мнения участников рынка. «Мы все, руководители предприятий НХП, предлагали в него свои поправки и надеемся на его скорое принятие», — сказал Алексей Аверьянов.
(Статья публиковалась в газете «Родники»)