Интервью на День Журналиста (Радио Мытищи)
(продолжительность около 13 мин) Ведущая Татьяна Романова-Настина. Фото Из архива Владимира Ильицкого
Все мы помним одно из наблюдений эпохи социализма: в «Известиях» нет правды, в «Правде» — нет известий. И всё-таки, почему, именно в советскую эпоху, читатели искренне ждали и «Правду», и «Известия», и местную районку.
В чем же был секрет народной любви к журналистике и журналистам? Скорее всего, дело в высоком профессионализме журналистов, в их глубоких знаниях публикуемых тем, в освещении проблем, которые часто решались намного быстрее именно после газетной публикации.
Сегодня у нас в гостях Заслуженный работник печати Московской области, восьмикратный лауреат профессиональной премии «Золотое перо», дважды лауреат литературно-просветительской премии им. Дм. Кедрина «Зодчий», журналист, писатель и поэт – Владимир Ильицкий.
— Первый наш вопрос. Владимир Соломонович, как вы прошли в журналистику?
— Случайно. Будучи командиром танкового взвода в 333-м танковом полку в славном городе Сарани Карагандинской области начал писать о своих сослуживцах, которые на мой взгляд были образцовыми офицерами, в окружной газете Краснознамённого Среднеазиатского военного округа «Боевое знамя». Но вообще-то, ещё когда я учился в Самаркандском танковом училище, посылал заметки в газету «Фрунзевец» Туркестанского военного округа. Особенно много – о футболе. Мне даже посчастливилось играть в сборной училища против ЦСКА.
Конечно, вся эта мелочёвка никаким боком к журналистике не относится. Журналист ездит, встречается с людьми на предприятиях и должен в этом деле что-то понимать. Это главное, что есть в журналистике и главное, чего в ней не хватает. Я бывал на разных пресс-конференциях, в том числе федерального уровня. Журналисты не могут задать вопрос. Пытаясь его задать, они начинают о чём-то долго рассказывать. То есть нужно уметь общаться с людьми и задавать вопросы, которые тебя интер6суют, и ты понимаешь, что тот или другой вопрос на сегодня наиболее значимый.
— В вашей практике люди охотно шли на контакт?
— Охотно на сто процентов. Бывают случаи, что человек относится к журналисту с недоверием. Люди высокого уровня образованности. У меня была встреча с одним конструктором, настроенным, как было заметно, отрицательно. Я ему задал какой-то вопрос, от которого, как рассказал потом мой фотограф, у конструктора загорелись глаза, и он активно включился в беседу.
— Можно ли сказать, что журналист должен быть специалистом во многих сферах?
— На мой взгляд, разбираться в экономике он должен обязательно, понимая, почему у этих система работает, а у этих не работает. Как правило, специалисты честно признаются, почему у них то или иное состояние дела.
— У каждого журналиста есть направление, которое ему ближе всего. Какое ближе вам?
— Основное – экономика, но я очень много, например, работал с образовательными учреждениями и школами, техникумами, вузами, курсами повышения квалификации. Единая тема – подготовка специалистов. Сейчас стали правильно делать: не просто рассказывать о той или иной профессии, а в классе с техникой, на которой люди сразу начинают работать.
— Есть редакционное задание. Вы приходите, а это сфера, например, космическая или лёгкая промышленность, крайне неизвестная. Как выходить из таких ситуаций?
— Это промышленность, там те же самые станки, там работают те же технологи и конструкторы. Я 15 лет отработал на заводе, год в НИИ высокого уровня и 5 лет в бизнесе. Тогда были разные программы, для ИТР в том числе – так называемая ротация: все ИТР должны пройти через все заводские службы. Я не умею работать на токарном станке, но знаю людей, кому какую работу можно поручить.
— Как вы пришли в газету «Родники»?
— Мы закрыли фирму, и я сидел дома без работы. Пришёл друг, хорошо известный Владимир Хабловский, которого я считаю лучшим писателем в Мытищах, и говорит: «Ты чего сидишь? Там конкурс по твоей экономической тематике!» Пришёл в редакцию. Мне дали три задания: о работе местной администрации, о молочной кухне, где какая-то мамочка обнаружила в бутылочке с молоком таракана, в чём надо было разобраться, и третье – на выбор, это самое простое – я написал критическую статью о разногласиях руководства предприятия с его работниками. Все эти вещи опубликовали. Меня пригласили. Со временем заместитель главного редактора Тамара Мелентьева, которая должна была читать все наши тексты, мои не читала. Спрашивала: «Политика есть». «Нет!» Она подписывает: «В набор».
— Сколько лет вы там проработали?
— 22 года. Можно было бы ещё поработать, не начнись так называемые реформы, которые непонятно какую цель преследуют относительно прессы.
— Были периоды, отличавшиеся высоким уровнем советской журналистики. Можете сравнить нынешнюю подачу информации и ту, которая была во время вашей работы?
— Мне трудно сказать, каков сегодня уровень подачи информации. Если беру какое-то издание, смотрю, что в нём об экономике. Все сферы на неё же и работают. У нас был высокий уровень. Главный редактор Лилия Курскова закончила МГУ, Лена Ткаленко – ЛГУ с отличием, если не с золотой медалью, Валера Зудов – журналист с большим опытом и столь же опытный верстальщик. Очень много было различных мероприятий, вплоть до международных яхтенных гонок на Пироговском водохранилище, где мы пытались взять интервью у победителя прямо на воде. С управлением экономики и представителями из области объезжали предприятия, знакомясь с их деятельностью и даже с тем, каков у них порядок вокруг предприятия. Это было очень интересно.
Иди тот же ММЗ, когда он отделился от Метровагонмаша. Когда встречался с его директором Игорем Щедровым, всегда начинали разговор с графика: ноль продукции, а затем всё выше и выше… Всегда, когда срочно нужна была производственная статья, звонишь ему, и никакого отказа, на проходной пропускают, практически всё на производстве показывают.
Когда-то ведь в Мытищах был Клуб директоров, где вместе с главой района решались очень многие вопросы. Как правило, все директоры были и депутатами, и это правильно почему? У завода есть техника, у него специалисты во всех сферах деятельности. Пришёл избиратель, у него проблема в квартире или в гараже. Директор вызывает специалиста, который способен решить проблему. Так же действовал, решая проблемы района, Клуб директоров, всегда приглашавший прессу.
— Есть такие материалы, которые помнишь всегда, которые имеют особенную значимость?
— Серия статей к 60-летию Литобъединения им. Дм. Кедрина. Кого я знал, ещё старую гвардию, я со всеми встретился и написал о каждом. Журналист должен уметь всё. Стихи сочинять в том числе. В газете постоянная проблема центрального блока, какую фотографию ставить. Я всегда предлагал: берите любую хорошую фотографию, чтобы она привлекала внимание, ведь фактически это реклама газеты. А мы «под это» напишем. «А слабо в стихах?», — спрашивает Лилия Павловна. Нет, не слабо. И мы создали целый сериал центральных блоков со стихами.
— А до этого времени вы писали стихи?
— Стихи начал писать в 15 лет, в тот год, когда поступил в Московское суворовское военное училище. До сих пор не могу остановиться. Сейчас вот перечитываю «Фауста» Гёте со всей его античной несуразицей и сочинил об авторе такое стихотворение:
У поэтов своевольные сердца.
Закаляют и оттачивают слог!
Юный Гёте дёру дал из-под венка,
на страдания любимую обрёк.
Что стихи,
когда не тот же птичий свист?
Плюс – рифмовкой раздуваемая спесь.
А ведь был уже он, кажется, юрист,
и теперь к нему с укорами не лезь.
Скучновато в мире этом обжитом?
Признавать вину негоже без вины.
Фауст, тем ли ты торопишься путём?
Мефистофеля в тебе черты видны.
Но в науках он ещё покажет класс.
По Сицилии – закрутит оборот.
Для театра же такой исполнит фарс –
всем великим драматургам нос утрёт.
Недостаточно для творчества ума.
Тут фантазия сгодится, миф и ложь.
«Фридерика! –
крикнул ветру он с холма, –
ты в стихах моих бессмертье обретёшь.
У меня написан большой сериал о поэтах. Может быть, не все знают, Твардовский терпеть не мог Есенина, хотя оба они гении. Я в журнал «Новый мир отправил стишок, где «Твардовский наш Гомер, а Вася Тёркин – наш Одиссей». Никакого отзыва не получил.
Твардовский не терпел Есенина,
страшась иного потрясения,
чем сам изобразить он мог,
железный выковавший слог.
У пишущих натура женская.
Печаль – с чего бы вдруг! –
вселенская.
Но – сказочники в основном…
Намёк о ревности – замнём.
Поэты эти, тем не менее,
вершин непревзойдённых гении,
безотносительно к тому,
кто больше нравится кому.
Книг мною было составлено уйма, со счёта сбился. Суперположительную рецензию заслужила книга «Курсанты, мальчики, танкисты…» Я стал Лауреатом Всесоюзного конкурса им. Николая Островского. Получил премию, съездил на Кубу. Вышло ещё несколько книг, в том числе изданных за свой счёт, например, про огнемётно-танковый полк. В котором воевал мой отец. Полк освобождал Донбасс на танках «Хабаровский комсомолец». Последние из них сгорели в боях под Мариуполем. Позднее на танках «Димитрий Донской» полк, освобождая Белоруссию, перешёл границу.
Земля донецкая под вражеским огнём.
Всей тучей НАТОвская техника в набеге.
Что там на фронте, ночь за ночью,
день за днём?
И что штабные накумекали стратеги?
В позиционных время тянется боях,
где шаг вперёд и два назад, как в анекдоте.
Так не нагонишь на врага смертельный страх,
и, что ни день, потери в собственной пехоте.
Все Академии, похоже, нам не впрок.
Не по теории на поле боя схватка.
Где Висло-Одерский
стремительный рывок?
Ведь вряд ли танков на Руси уже нехватка.
Журналистика… Думаю её значение непреходящее. Но если раньше кто-то пишет про экономику, кто-то про детские садики, сегодня нужно иметь полифоническое образование и уметь со всеми людьми разговаривать на их языке. Приходишь на встречу, ты должен задать конкретный вопрос, должен в этой сфере хоть что-то знать. Хорошая работа всегда должна быть трудной. Сел и что-то накарябал – это неинтересно.
— Нужно ли нам развивать бумажные СМИ или же пора, как сейчас говорят, «уйти в цифру»?
— Считаю, что печатная пресса должна остаться. И нигде в мире она, по-моему, не пропала. Но нужно эти два направления развести: электронная занимается оперативными новостями, всякого рода опросами, печатная – сохраняет литературный уровень. Многие говорят: «Ни газет, ни книг печатных не читаю!» Они не понимают радости, когда сидишь, скажем, с томом Толстого под цветущей грушей, и рождающимся при чтении мыслям подпевают птицы и шмели.
Интересное интервью, увлекательное. И полезное — чуть ли не пособие для молодого журналиста. А сами-то вы где всему этому научились — неужели в Самаркандском танковом училище. Эх, жаль, кузница поэтических кадров осталась на не совсем дружеской территории. Создаётся впечатление, что вы на своих далеко не богатырских плечах держали словно Атлант тяжеленный свод. Ушли , покинули пост и здание рухнуло. Вот и это
интервью, в целом жизнеутверждающее, закончили стихом возможно провидческие, но не внушающим оптимизма. Да танков хватает, но, глядя на гусеницы, задумываешься, а доедешь ли на них до Киева.