Мощи, которые мы выбираем
Мы, русские, очереди не любим, но стоять умеем…
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
Фото: социальные сети
И неуклонно прогрессируем в этом отношении: перестали давиться за колбасой и водкой, ломимся за Ботичелли и Серовым, за весенне-летней коллекцией Zara и, вот она кульминация, торжество духа, апогей благолепия – устремились к мощам Николая Угодника. Образовался хвост на километры.
Такого скопления православных хиджабов и бород a la marchand третьей гильдии Москва не видела со времён Ивана Грозного, когда по рассказам очевидцев вереница русско-подданных протянулась от метро ВДНХ до Александровой слободы. Рекорд побит, если сложить каждодневные очереди от Парка культуры до Пречистенки по берегу Москва-реки в одну на 1,5 миллиона человек, именно столько паломников приложились к честным (ударение на последнем слоге) мощам, то можно дотянуться до Екатеринбурга.
Технически несложно было бы сократить очередь в несколько раз, пользуясь рекомендацией Блаженного Феодорита Кирского, утверждавшего, что «при отделении частиц от мощей мучеников благодать Божия не уменьшается, и частица мощей имеет ту же силу, что и целые мощи». И с ним согласен Иоанн Златоуст: «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища… от разделения на части не только не уменьшаются, но ещё более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».
Такое разделение в природе вещей и однажды уже произошло с мощами Николая Угодника в 1087 и в 1101, в результате чего 65% мощей были перенесены в Бари, 30% в Венецию на остров Лидо, 5% остались на родине Угодника в Мирах Ликийских, ныне город Демре, Турция. Но в погоне за комфортом надо знать меру, чтобы паломничество к мощам не стало похожим на посещение супермаркета.
«Смысл в том, чтобы человек совершил некоторое, хотя бы краткое паломничество к святыне, потратил хотя бы какое-то время, свои физические силы, чтобы поклониться святому угоднику Божьему. В противном случае будет как в магазине: пришел, взял что-то за какие-то деньги и пошел обратно. Это не магазин, а церковь!» (Священник Александр Волков)
Многие по простоте душевной полагают, что помощь, какую они ожидают получить от Святого, разложена по полочкам, как в аптеке: здесь физические недомогания, здесь внутренние болезни, здесь финансовое вспомоществование. Увы, друзья мои (и подруги) никакого материального эффекта, если даже ваша смиренная просьба и была услышана, ожидать не приходится.
Спаситель в подобных случаях говорил: «не искушай Господа Бога своего!» (Мф. 4:7) Вещные чудеса в стиле старика Хоттабыча однозначно от лукавого. Это языческие боги, ныне преданные анафеме, помогали строить храмы и города, выращивать хлеб и заниматься виноделием. Христианские святые одаривают богатством духовным, не материальным, зато в избытке. И этот механизм не так прост, как кажется.
Ни для кого не будет откровением узнать, что останки святых (λείψανα по-гречески) дарованы Господом как спасительные источники, дарующие немощным многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро и прогоняющие демонов. «Кости мучеников прогоняют болезни, исцеляют немощных, слепым дают зрение, прокаженных очищают, искушения и скорби рассеивают, и это делают они чрез поселившегося в них Христа» (Афанасий Великий)
Кто хоть раз принимал причастие, вкушая тело и кровь Христову («Сие есть тело мое… Сие есть кровь моя» (Мк. 14:22–24), тому не трудно представить Спасителя в таком своеобразном воплощении — в виде мощей.
Не читайте Библию по-русски, читайте на церковно-славянском, а ещё лучше на латыни, чтобы меньше понимать из того, что там написано. Вещи, прямо сказать, удивительные. Ни в Ветхом завете, ни в Новом о мощах нет ни слова. Зато написано другое: «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею (водою) в третий день и в седьмой день, и будет чист… Всякий, прикоснувшийся к мертвому телу… и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он… нечист!» (Чис.19:11-13)
Иисус бренные останки тоже не жаловал: «vae vobis scribae et Pharisaei (горе вам книжники и фарисеи)… a foris parent hominibus speciosa (вы уподобляетесь гробам повапленным) intus vero plena sunt ossibus mortuorum et omni spurcitia (внутри которых кости мёртвых и вские нечистоты)» (Мф. 23:27).
Того же мнения были и апостолы, сплошь иудеи, которые и придя к Христу, свято исполняли Закон Моисея в полном соответствии с заветами Спасителя: «Не нарушить (закон) пришёл я, но исполнить» (Мф. 5:17)
Отношение к человеческим останкам изменилось, когда в христианскую общину влились язычники. Одним из первых был Поликарп Смирнский, ученик Иоанна Богослова, принявший мученическую смерть в 155 году. Из-за того, как поступить с останками, возник спор между новообращёнными язычниками во главе с центурионом Корнилием, его избрали преемником Поликарпа, и другими христианами из иудеев.
Исчерпав аргументы, центурион, видя иудейскую склочность, положил тело (Поликарпа) на виду, как это у них (римлян) принято, и сжёг. Затем взял кости его, которые «драгоценнее всех камней и благороднее золота», и положил, «где следовало».
Отправлять культовые обряды в местах захоронений было для вчерашних язычников делом привычным, устраивать свои собрания в катакомбах среди покойников вошло в обычай. Первой поцеловала мощи (а кто бы сомневался) женщина — некая Люцилла из Карфагена, за что получила нагоняй от архидиакона Цецилиана.
Что интересно, имя святого, чьи мощи она облобызала перед причастием, история не сохранила. В 337 году Император Арианин Констанций впервые поставил гроб с телом своего отца Константина Великого в храме Апостолов. А Карфагенский собор (393—419 годы) освятил эту практику. Более того в своих правилах Собор установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников, «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических» должны быть разрушены, чтобы «правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием».
Второй Никейский собор (787) утвердил обязательное поклонение мощам безотносительно, кому, какому святому или праведнику они принадлежат: преподобному Никону сухому, чьи останки частично хранятся в мощевике Димитрие-Солунского храма, что в селе Малахово, Раменского района, или блаженному кардиналу Дусмету, чьи останки практически полностью укомплектованные покоятся в кафедральном соборе Катании, до которого добираться целая проблема, впрочем, отчего бы не прокатиться до Сицилии, соединив приятное с полезным.
И ещё одно «но», небольшое, можно сказать, затруднение, хотя для кого как: с одной стороны кардиналу повезло сохраниться нетленным, притом, что лицо у него такого неприятного колера (зелёного), что не приведи господь, будет являться во сне.
Вот кстати ещё один острый вопрос, по которому церковь не без труда нашла консенсус. Долгое время православие благожелательно относилось лишь к мощам нетленным, выбраковывая останки праведников, которые этому требованию не удовлетворяли. Нетление мощей – это «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел» (Митрополит Макарий (Булгаков)
Но, если митрополит Макарий прав, и всех праведников в раю ожидает такое воскресение, напоминающее карнавал зомби, то, может быть, и не стоит заморачиваться с таким вот воскресением из мёртвых – и на себя смотреть противно, и перед Господом являтся в таком вот страхолюдном виде неловко.
Поэтому нельзя быть однозначным в сложном вопросе нетленности, ибо с одной стороны это есть доказательство прощения и разрешения от наказания за грехи праведников, или знамение великого гнева Божия грешников. Церковь, когда находит в земле тела, не превращённые в землю, то поступает двояко: либо почитает их как святые мощи, либо предаёт анафеме, как нечистые тела грешников, отлучённых от церкви.
Как тут не ошибиться? Да нет ничего проще. Святые мощи издают приятный запах, благоухание, «сияют некоторыми лучами красоты» и приводят в умиление.. А нетленные тела преданных анафеме грешников напротив «бывают надуты подобно колоколу или пузырю, черны и безобразны». (Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский)
Поскольку одного нетления для канонизации недостаточно, решающее значение придаётся наличию чудотворений по молитвам к подвижнику: при их отсутствии канонизация не совершается.
Ну, с этим (с чудесами) у реликвии, привезённой в Россию из итальянского города Бари, никаких проблем. Уже при вскрытии гробницы Святителя в 1087 году все были поражены благоуханием, исходившим из саркофага, а весь он был наполнен святым миром. Торжество перенесения мощей святителя Николая в церковь святого Стефана, что неподалеку от моря, также сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию.
Позднее была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II, ныне это Базилика Святого Николая, И снова по поводу этого события было множество чудотворений. В связи с этим уместный, но только на первый взгляд, вопрос, а почему ни в Москве, ни в Питере ничего подобного не наблюдалось?
Во-первых, это только так кажется, что ничего не было, и это напрямую связано с менталитетом российских паломников, которые не склонны выставлять напоказ положительные эмоции в отличие от экспансивных итальянцев. Общение с Угодником дело глубоко интимное, не терпит суеты!
Можно, кстати, провести опрос в Интернете, и сразу откликнутся те, кому поклонение мощам реально помогло – у кого насморк прошёл, у кого мигрень. У кого анализы изменились в лучшую сторону настолько, что врачи, известные скептики, пришли в изумление: как это могло произойти, а так вот – Святитель Николай выручает!
А во-вторых, далеко не все верующие внимательно читали Иоанна Дамаскина, а если читали, то не поняли значение слов о даровании Христом святых мощей, в качестве спасительных источников, которые источают многоразличные (так в оригинале) благодеяния, сопровождая их выделением благоуханного мира.
Под благодеяниями византийский богослов Иоанн Дамаскин подразумевал благодать, даруемую человеку от Бога исключительно по его милости, без всяких заслуг со стороны нас грешных. Это одновременно и деяние господа и сила, как говорят экстрасенсы, энергетика, благодаря которой человек может обрести праведность и достичь спасения.
«Ибо говорится: «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать» (Прит. 3,34) Только благодаря благодати человек спасается от греха и его последствий – смерти и ада, и обретает, спасённый, Царство небесное в соединении с Богом. Вот в чём смысл поклонении мощам праведников, а не в том, что обычно думают по этому поводу, вспоминая слова Высоцкого: мы успеем – в гости к богу не бывает опозданий!
И, наконец, в-третьих: не следует отягощать отношения с Угодником потребительскими просьбами: помочь материально, улучшить жилищные условия, устроить семейную жизнь.
С материальными вопросами лучше обращаться непосредственно к Владимиру Владимировичу. Починить крышу, подарить куклу, подвести водопровод, электричество и т.п. в его власти, что он неоднократно демонстрировал.
И не надо забывать, что в его распоряжении, как Верховного Главнокомандующего много холостяков, безумное количество сильных здоровых мужчин. А проблемы демографии волнуют нашего Президента больше, чем всех министров экономического блока вместе взятых.