Фаселис — в фас. И — в профиль
Во всех делах вообще и в путешествиях и поездках, в частности, важна композиция – завязка, развитие событий, кульминация и, наконец, развязка и достойный финал…
Евгений БЕЛИЛОВСКИЙ
Фото автора
Немного о законах путешествия, как жанра
Настоящий путешественник не знает, куда он направляется…
Старинная китайская поговорка
И не важно, что это будет — пляжный отдых, экскурсия или, даже, командировка. Запоминаются и остаются в «долговременной» памяти стойким ощущением, чаще всего именно те поездки, которые вписываются в такую вот схему.
Поэтому не очень люблю монотонные экскурсии в заполненных туристами автобусах, из которых периодически выпускают в определенных экскурсионным планом местах, и монотонно рассказывают о том, «как Авраам родил Якова, Яков …»
В тот же Фаселис, о котором пойдет рассказ, на яхтах, стилизованных под греко-римско-турецкие корабли, экскурсионный конвейер каждый день привозит толпы туристов в купальных костюмах и легкомысленных футболках и майках.
Вглядываясь в приближающийся берег, отдыхающие уже предвкушают купание в песчаных лагунах, шашлыки под мачтами, ну и, может быть, в промежутке между тем и другим — прогулки по историческим местам с рассказами русскоговорящего экскурсовода.
Но попробуем выстроить путешествие по упомянутым вначале законам композиции.
Итак, завязка сюжета.
…Небольшой рейсовый автобус ($2-3 проезд) съезжает с основного шоссе, сворачивает вправо на узкую асфальтовую дорогу и утопает в сосновом лесу. Извиваясь, дорога приводит машину к развороту, за которым дорога перекрыта шлагбаумом.
Высадив немногочисленных пассажиров и прогудев первой передачей, автобусик, развернувшись, исчезает на обратном пути к шоссе, оставляя вас в кажущемся одиночестве. Внезапно наступившая тишина, пахнущая накаленными на солнце соснами, закладывает уши.
Кроме вас здесь ещё билетёр. Из деревянной пристройки у шлагбаума он протягивает вам билетики по $8 на человека и молча пропускает за шлагбаум на пустынную асфальтовую дорогу. По ней лишь изредка проезжают автомобили, въезд которых тоже платный, и еще реже встречаются одинокие туристы.
Идём.
Изгибы идущей под уклон дороги прячут перспективу, скрывая то, куда может привести этот монотонный путь.
Слева от дороги пространство исчезает среди камней и сосен, уходящих вверх и сцепленных вместе толстым ковром длиннющих коричневых игл.
С древнегреческих времен они падали на эту землю, откуда их, собственно, ничто и не сдувало. В закрытом пространстве — полное безветрие.
Справа – пробивается солнце, ослепляя путника сквозь высокие сосны и сквозь переплетение сломанных ветвей. Солнце не дает увидеть, что там, за деревьями.
Но, кажется, скоро появится Город.
На возвышении слева и справа от дороги уже видны первые строения, или вернее, стены отдельных жилищ и храмов. И сосны, сосны, сосны тянутся к небу между развалинами, заменяя собой давно исчезнувших жителей.
Настоянный на жаре запах сосны и смолы. Дорога плавно раскачивается то влево, то вправо, и вместе с ней и разделительная полоса из вездесущих сосновых игл.
И вот точно в тот момент, когда некоторая монотонность пути начинает утомлять.. Точно в тот момент, когда уже начинает остывать возбуждение от запахов, от шепчущей тишины, от чёрных камней мягко уложенных на склонах между соснами на коричневых подушках из игл… Ну точно в тот момент, когда, в конце концов, этого потребовали бы законы жанра (закон композиции…) — пространство вдруг разрывается перед вами, декорации сменяются, и над дорогой, практически растворившейся в ярком свете, появляется пронзительно сине-зеленый морской залив, аккуратно окантованный развалинами храма, линией берега и соснами.
Храм отмечен кругляшами оснований колонн, берег выложен белоснежными выгоревшими камнями-кругляшами, а сосны, изогнувшись чуть ли не до самой земли, завершают картину сверху.
А справа вдали уже показался огромный римский акведук, «сработанный еще рабами Рима», и остатки древних кварталов, сложенных из светло-коричневого камня.
Ну, прямо, как у художников-передвижников, в их живописных отчетах о творческих командировках в Италию…
Вот, собственно, и Фаселис!
Древний, основанный еще в VII в. до н.э. колонистами с острова Родос, этот ликийский «морской городок», как в переводе с ликийского звучит его имя (Фасала или Паассала), за свою почти двухтысячелетнюю историю был под властью совсем не похожих друг на друга государств и империй.
Город имел три закрытых гавани – северную, к которой мы с Вами и вышли, спускаясь от остановки автобуса, небольшую центральную и южную военную гавань. Это делало Фаселис удобной военной и торговой базой.
Через город в античное время поставлялась древесина из Тавра – рядом лежащей горной цепи, богатой лесами. Он постоянно служил военной базой кораблям разных империй и государств, славился лиловым маслом, розами и духами.
История города – цветной калейдоскоп. Будучи первоначально ликийским городом, Фаселис позже принадлежал Памфилии, потом (в V в. до н.э.) его захватывали персы. Освободившись, город вошёл в Афинский морской союз, потом – в империю Мавсола, а в 333 г. до н.э. жители Фаселиса с почётом встретили Александра Македонского, вручив ему золотой венец.
Среди туроператоров ходят слухи, что Александр любил отдыхать в Фаселисе между походами, считал его лучшим местом на земле, и что даже где-то здесь таится его могила…
Позже калейдоскоп завертелся еще быстрее – город переходит из рук в руки – Птолемеи, родосцы, Ликийская лига, просто пираты и, наконец, в 42 г. до н.э. – Римская империя и продолжавшийся 300 лет расцвет города.
Уже в нашу эру, в 129 году, Фаселис посещает римский император Адриан. Украшенные рисунками и надписями огромные мраморные куски триумфальной арки громоздятся сейчас у входа на главную улицу города со стороны Южной гавани.
И, наконец, к XIII веку, после ряда последовательных трагедий и несчастий – осада сельджуков, землетрясения, поражение в конкурентной борьбе с соседними торговыми портами Аланья и Анталья – город опустел…
… После того, как путник выходит к Северной гавани, у него есть возможность немного оттянуть встречу с Городом — освежится в абсолютно прозрачной зеленой бухте или углубиться влево протоптанной лесной тропкой, идущей по высокому берегу в сторону античного кладбища. Огромные, хорошо сохранившиеся склепы разбросаны среди голых коричневых сосен.
Но, поторопимся и продолжим свой путь в Город.
Проходим под огромным римским акведуком, изображение которого растиражировано в книжках и на открытках. Тут следует запланированно сфотографироваться в одной из арок — так, чтобы за Вашей спиной высилась гора Олимпус (Тахталы). Затем — пройти через развалины домов, на камнях которых греются фаселиские кошки, единственные постоянные жители города, и постоять, наблюдая небольшой полуостров между Северной и Центральной гаванями с двумя трогательными сосенками, аккуратно вписанными в пейзаж.
Тут можно долго следить взглядом за непрерывным конвейером туристических яхт, одна за другой появляющихся из-за горизонта и направляющихся в Южную бухту. А можно просто разглядывать бесконечное море и маленькие фигурки людей, огибающих дальний мыс или молча сидящих на песке и умиротворенно созерцающих море и камни, небо и руины.
Потом хорошо посидеть на лавочке под сосной с видом на пустынный песчаный пляж маленькой центральной гавани и обязательно искупаться в идеально прозрачных волнах бухты на фоне древнего городского проспекта.
Продолжая путь по главной очень хорошо сохранившейся улице Фаселиса, заглядываем в постройки слева и справа – бани, лабиринты домов, плоские колонны с древнегреческими надписями, очень уж напоминающие славянскую письменность.
И, вот, наконец, лестница вверх с указателем «Театр».
Вот тут не спешите. Мы близки к кульминационному моменту путешествия.
К театру надо подниматься не оглядываясь, аккуратно ступая по лестнице, а потом и по каменным ступеням между рядами, где в те самые древние годы до нашей эры сидели почти три тысячи зрителей. Не дойдя до самого верха 5-6 рядов, повернитесь и сядьте на каменное сиденье, и, наконец, поднимите голову…
Скорее всего, Вам повезёт с погодой и тогда увиденное заставит Вас глубоко вздохнуть и — замереть… Сделаем паузу в рассказе, дадим время оглядеться и посидеть в молчании…
Авторы сооружения так вписали его в окружающий мир, что «культурно отдыхать» в этом театре можно и без актёров на сцене. Каждое время дня и года, сочетание света и облаков, вместе с садами, лесами и горами, создает здесь свой спектакль, своё действо.
Внизу перед Вами белеет полукруглая сцена, ограниченная стеной, а над сценой, как часть естественной декорации, возвышается почти правильный треугольник горы Олимпос (Тахталы). По преданию, это гора, у подножия которой расположился город, описывается Гомером в знаменитой «Илиаде».
Пауза затянулась, но пора спускаться. Настало время завершать путешествие, перейти к заключению и эпилогу.
Тут важно не смазать впечатление от увиденного и пережитого, попав в толпу шумных туристов, или протрястись на обратном пути в битком забитом душном автобусе, а то ещё опоздать на all-inclusive обед.
А с другой стороны, концовка не должна повторять эмоциональный «напряг» кульминационного момента, а быть спокойным, приятным и расслабленным завершением похода.
Для этого — проходим упомянутые во всех буклетах руины арки Андриана: мраморный виноград на каменных блоках и греческие надписи могут немного Вас здесь задержать. Поворачиваем вдоль берега направо и быстро уходим от толп туристических десантов, непрерывно высаживающихся здесь на берег с экскурсоводами. Вздыхая, вспоминаем об пустынных бухтах — Северной и Центральной, где бродят немногочисленные самостоятельно добравшиеся сюда любители этих мест и редкие проскочившие с Южной гавани группки экскурсантов.
Не обращаем внимания на три десятка туристических яхт, стоящих посреди гавани. Высаживающиеся с них всё равно практически не попадут в центральную часть Южной бухты. Там Вы оказываетесь в небольшом пустынном раю, с классическим песчаным пляжем, с широко расставившими ветви соснами и изумительной бухтой со спокойной и совершенно прозрачной водой и песчаным дном, по которому можно идти чуть ли не до середины бухты, рассматривая проскакивающих между ног рыбок…
Единственная неприятность – мелкие колючки, разбросанные в песке – вдали от воды — не снимайте шлёпки!
Это самое подходящее место для эндшпиля и часового расслабления. Потом, повернувшись спиной к воде, уйдите через сосновый лесок чуть вправо, где дорога выведет Вас обратно к автомобильной стоянке у акведука, возьмите такси, которое там всегда дежурит, и за $15 долларов возвращайтесь в свой звездочный отель с чувством выполненного долга и полными впечатлений…
Заметим, что наиболее выносливые могут ещё чуть продлить удовольствие, найдя в дальней части бухты дырку в колючей проволоке под горой и, поднявшись на неё по хорошо утоптанной тропе, посмотреть на гавани Фаселиса с высоты птичьего полёта и спуститься в следующую бухточку, уже абсолютно безлюдную и камерную.
Там можно встретить лишь одного – двух отдыхающих из расположенного рядом маленького недорогого пансионатика, где, кажется, отдыхают только граждане Турции, но это — вариант для не привязанных к жёсткому расписанию своего отеля…
Вот чем хорош Фаселис – композиция путешествия здесь выстраивается легко и естественно, как нигде!
А теперь о том, что было взято в эпиграф.
Конечно, думать о «композиции» поездки хорошо и правильно, но самые сильные впечатления остаются, когда Ваше путешествие спонтанно сложилось по законам жанра, и тот самый кульминационный момент наступил почти внезапно и лишь слегка предсказуем.
Вы поймёте это интуитивно. Вот оно!
Вы почувствуете вдруг, как время начнёт сплетаться с пространством, проникать внутрь и окутывать Вас, заглушая шуршание, потрескивание и гул обычной жизни, рвать и сдувать паутину постоянных мыслей. Взгляд понемногу уходит в бесконечность, и уже непонятно, где границы видимого.. Вы поймёте это.
И тогда, если Вы не один, отвлекитесь от экскурсовода с его монотонными рассказами и усталыми экскурсантами, ничего, Вы их ещё догоните, немного подождут, в конце концов.
Если Вы с друзьями, улыбнитесь им, махните рукой и отвернитесь, ничего, они выпьют без Вас или притормозят немного.
А если Вы с близким Вам человеком, он просто поймёт и молча посидит рядом.
Хорошо написано. Очень выпукло, зримо, чувственно. Очень понравилось. Нет слов. Выше всяких похвал. Спасибо. Ждём следующих путешествий и рассказов.
Хотелось бы получить больше информации об акведуке — откуда, куда, зачем…