Вчера ещё в проекте
Новые мытищинские метровагоны способны убивать вредоносных микробов
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Самые перспективные изделия ОАО «Метровагонмаш» на минувшей неделе были представлены на международной выставке «ЭкспоСитиТранс-2010» в МВК «Крокус Экспо».
Кроме рельсовых видов городского транспорта, включая трамваи, на выставку приехали автобусы и троллейбусы российских заводов, несколько зарубежных туристических авто-монстров.
Фактически же небольшая по размерам выставка послужила заставкой к 1-му Евразийскому форуму, посвящённому развитию городского транспорта на огромной территории – от Атлантики до Тихого океана.
И здесь мытищинским машиностроителям есть, где развернуться. Были бы заказы!
На Метровагонмаше самое сильное КБ по железнодорожной тематике в России да и на всём «постсоветском пространстве». Заводская конструкторская школа сохранилась с довоенных времён, а с внедрением 3D-конструирования ещё и усилилась. Когда я несколько лет назад делал материал о 40-летии СКБ, про компьютерное конструирование мне рассказывали с придыханием. Сегодня такой способ – обыденность.
Обе представленные на выставке машины «внеуличного транспорта» – метровагон и рельсовый автобус — разрабатывает одна команда СКБ – в модном сегодня проектном стиле.
Своё собственное направление в конструировании здесь называют мудрёно: «высокая опционная адаптивность». По-русски говоря, базовая модель машины должна быть такой, чтобы – по требованию заказчика – ПРИобретать те или иные свойства (опции).
Трёхмерная графика обеспечивает прежде невиданные темпы конструирования, за которым, правда, не всегда поcпевает технологическая подготовка производства. Как бы то ни было, новые метровагоны модели 81-760/761, по словам главного конструктора проекта Петра Петрова, были разработаны всего за год с небольшим.
Серьёзным подспорьем в данном случае стали те заводские разработки, которые ранее в серию не пошли.
В частности, от по-своему знаменитого метропоезда «Яуза» — довести до ума его так и не удалось — в наследство 760-му осталась удачно сконструированная подвагонная тележка.
На выставке она даже была представлена отдельно, как и асинхронный силовой привод, разработанный на заводе, чтобы заменить свой собственный старый привод (он отличался высоким расходом электроэнергии и был более сложен в эксплуатации), а заодно — дорогой импортный.
Сыграли свою роль для ускоренной разработки 760-го вагона и конструктивные фишки «Русича».
Из новых моментов Петров отметил более совершенную вентиляцию, а также эффективную систему обеззараживания воздуха, убивающую до 95% вредоносных микробов.
Видеонаблюдение в салонах «завязано» на ситуационный центр метрополитена. Электронные блоки управления значительно усовершенствованы.
Петров уверен, что новый метропоезд пассажирам понравится. В принципе, именно 760-й стал звездой выставки и её наиболее посещаемым «экспонатом».
* * *
Очень хорошей машиной для неэлектрифицированных участков железных дорог назвал новейший рельсовый автобус РА-2 главный конструктор проекта Александр Тотиев.
Сегодня для мытищинского РА-2 в данной сфере применения аналогов нет. Почему на нём применяется 400-сильный немецкий дизель «Мерседес»? Подобных силовых установок соответствующих габаритов больше никто в мире не делает.
По движку – относительно того РА-2, который вышел из заводских ворот несколько лет назад – одно из основных отличий РА-2 новейшего.
Трёхвагонный РА-2 – составленный с таким же вторым поездом, вдвое повышает вместимость – до 1200 пассажиров. При этом управляют им всего два человека, а четыре дизеля развивают необходимую тягу, чтобы преодолевать подъёмы в горах Северного Кавказа и выдерживать заданную скорость.
В прошлом году в Минводах на тестовых пробегах с новым программным обеспечением системы управления силовыми установками РА-2 доказал эти свои «альпинистские» качества.
Комфорт пассажирских салонов поезда также располагает к тому, чтобы ездить с удовольствием. В данном случае были представлены два варианта салонов — попроще и побогаче с напольным покрытием на каучуковой основе и новым материалом для сидений.
По мнению Тотиева, РА-2 достиг некоего идеального состояния, при котором основную конструкцию можно 5 лет не менять. Но не позднее, чем через пятилетку – кровь из носу! – нужно выпустить на рынок рестайлинговую модель или вообще новую. Иначе – отстанешь от конкурентов навсегда.
Наладив серийный выпуск, следует продолжать новые разработки. Успешное участие «Метровагонмаша» в зарубежных тендерах показывает, что у рельсового автобуса перспективы есть. Сегодня завод выпускает в год 13 трёхвагонников РА-2, а способен – все 30.
* * *
По сообщению Департамента по связям с общественностью Трансмашхолдинга (ТМХ), Московский метрополитен в 2011 г. намерен купить у ТМХ 75 вагонов на сумму 5,6 млрд рублей.
В частности, метрополитен за счёт собственных средств купит 67 мытищинских вагонов «лёгкого» метро «Русич», а также восьмивагонный состав нового поколения.
Кроме того, «Метровагонмаш» капитально отремонтирует 124 метровагона — одновременно с их модернизацией.
вообще неплохой вагон, но скажем в Мытищах его презентация прошла ну очень давно, лет 8 назад, это еще по скромным оценкам. А в итоге в эксплуатацию они так и не введены… конечно будет очень хорошо, если все поменяют и введут, но как-то пока слабо в это вериться!
Это была «Яуза», а не 760-й, основанный на разработках как «Яузы» — долголетний, так и «Русича» — созданного под «лёгкое метро» достаточно быстро.
Пора уже что-то написать и про метропоезд «Москва». Так ли он крут, как бают?..