Паровоз и девушка
Он и она: оба нерусские – Густав и Эльза. Густав возбуждает стальными рычагами, огненным характером и колоритной ржавчиной, Эльза успокаивает немецким характером и свежими формами…
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
Фото с сайта kinopoisk.ru
Третий в железнодорожном треугольнике машинист Игнат (Владимир Машков). Связующее звено и ударная сила: дерётся все 12 раундов (100 минут) и двигает сюжет, что значительно труднее, чем возвратить к трудовой жизни ржавый паровоз, простоявший в тайге под открытым небом долгих четыре года. Кой чёрт занёс его на безлюдный остров по мосту, наведённому немецкими инженерами исключительно для этой цели, одному богу известно.
И кто этот мост разрушил — бомбардировщики? В такую глушь с многозначительным названием Край – зачем? Один бензин обошёлся бы германским люфтваффе в 100 раз дороже, чем занюханный посёлок с горсткой ссыльнопоселенцев: фольксдойч, прибалтов и кулаков.
Может быть, диверсанты, чтобы разыграть сибирский вариант фильма «А зори здесь тихие»? Тем более проблематично…
Девушка убежала от погони в платье, в нём же переплыла на остров, а потом оно вместе с чулками и туфлями вернулось к ней четыре года спустя в виде презента от любимого. Чудеса, да и только!
Подобных несуразиц в фильме «Край» полно, впрочем, не больше в любом боевике. Но за счёт динамики эти глупости не успеваешь замечать. А потом, когда вышел из зала, поздно сетовать на обман – поезд уже ушёл.
Здесь же паровозы елозят туда-сюда на коротком перегоне, и нестыковки волей-неволей бросаются в глаза. Режиссёр считает себя реалистом, но до Германа-старшего как до луны. Фальшь во всём – и в мелочах и в главном. Барак похож на публичный дом, женщины соответственно на проституток. Массовка напоминает ряженых – сытых и румяных.
Тут как раз было бы неплохо применить компьютерную графику: подыскал парочку дистрофиков и размножил до нужного количества. Жаль, что денег на спецэффекты хватило только на финальные кадры: бескрайняя тайга, заиндевелые ели, Амур или что-то в этом роде – красота! Если бы искусственную красоту решили заменить натуральной, то на этот подвиг во имя реализма ушла бы половина скромного бюджета в $12 млн.
Да бог с ней с массовкой – она лишний раз показала, что народу под сенью двуглавого орла живётся неплохо, по крайней мере, в ленинградской губернии. Хуже, что в кадр под видом чукчи по имени Вовка прокрался кот Бегемот. Так и ждёшь, что к нему с узловой подтянутся остальные спутники Командора – Коровьев, Азазелло и вампирша Гелла, имевшая обыкновение ходить, в чём мама родила независимо от прогноза погоды. Она была бы кстати в серых буднях унылого посёлка. Но профессионалу напоминать не надо о значении здоровой эротики. Здоровой и чистой.
Задним числом понимаешь замысел режиссёра. Сытая, румяная массовка понадобилась ему, чтобы заполнить баньку на два десятка помывочных мест. Когда на экране появились голые девушки, по залу пронёсся вздох: недаром шли – деньги и время потрачены не зря!
При виде задорных, без ложной скромности кудряшек Аньорки Штрехель испытываешь радость за режиссёра — открыл талант! — и за актрису -хорошо сыграла, убедительно. Дралась мочалкой так, что дух захватывало. Юлия Пересильд – другая находка режиссёра, настоящая русская красавица в кустодиевском стиле. Сниматься в бане ей на роду написано.
Продюссер! Если мнение зрителей вам что-нибудь значит, верните все банные дубли на экран, включите в основной метраж, а чукчу Вовку — к чёртовой матери. Пускай репетирует чукотский акцент.
Ему компанию составит Алексей Горбунов в роли однорукого фронтовика – не выдержал сравнения с нищими на переходе с Октябрьской радиальной на кольцевую. Мальчики из Днепропетровска, без актёрского образования играют полностью безруких инвалидов так, что закачаешься. А Горбунов и с одной рукой не справился…
А может быть, зря наговариваем на актёра? Ему режиссёр не дал разгуляться. Ведь был щемящий момент разговора инвалида с бюстом товарища Сталина: «Всему научился, товарищ Сталин: велосипедом управлять, баб ласкать, а писать левой рукой не могу!» Пытался, понимаешь, настрочить донос на машиниста и — не получилось. Это же трагедия была бы, попади она в руки Достоевского, а выродилась в фарс.
В схожей ситуации оказался Сергей Гармаш: изверг, душегуб, человека убить, что два пальца об асфальт. А у него, оказывается, дочь погибла на фронте и он, не без помощи машиниста лишившись рассудка, поехал зимой на велосипеде к убитой дочке. Спору нет — злодей, но всё-таки человек. И верующий в идею, пусть кому-то она не нравится, но пинать грешника в беспомощном состоянии как-то не по-христиански.
Владимиру Машкову искренние соболезнования. Don’t shot a piano player. Он старался, как мог. Работал над собой, как это принято в Голливуде и не прижилось у нас. Надеялись увидеть его мускулы в движении? Фиг вам! Античный торс, украшающий рекламные постеры, остался за кадром. Убить за это мало того, кто вырезал этакую красоту. Сильвестр Сталлоне так бы и поступил: он крепко поругался с Кончаловским, который не дал ему прогуляться нагишом в картине «Танго и Кэш».
Продюссер Алексей Учитель (он же режиссёр) не определился сам со сверхзадачей: хотел занять место между Тарковским и Кончаловским и промахнулся. И туда же в неопределённость увлёк за собой актёров. Невнятный сюжет и вялая режиссура поставили Машкова в тупик. Он не знал, кого играет: механика Гаврилова, Федота-стрельца, князя Гвидона, купеческую дочь из «Аленького цветочка».
А ведь и правда – всё сходится. Приплыл он на необитаемый остров, а там его встречает Чудище косматое с ружьём и раритетный паровоз – в переводе на нынешние деньги и рыночные отношения — сказочное богатство.
Чудище на поверку оказалось девушкой — весьма недурна собой и темпераментна! А, когда она попросила: küsse mich (kiss me) – тут-то Игнат-Машков и понял, что попал в другую сказку — про Царевну-лягушку. Что соответствовало заявленному жанру – мелодрама, но противоречило стилю – трагикомедия.
А ещё зря убрали закадровый смех – зритель к нему привык и без подсказок теряется. Убойную сцену с обрушением самодельного моста зал встретил гробовым молчанием. К середине второго часа расшевелился. И душещипательный эпизод — безумный энкаведешник на велосипеде — встретил ржанием, когда следовало пустить слезу.