Позиция Сагалаева
Наверно, у мэтра Российского телевидения Эдуарда Сагалаева был собственный интерес попасть на прямой эфир муниципального телеканала. Ну, скажем, такой: посмотреть, как живут и работают участники патронируемого им фестиваля. Недавно «ТВ Мытищи» третий раз отметилось на Всероссийском фестивале социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени», организованный Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ), президентом которого является Сагалаев…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
и Евгения БЕЛИЛОВСКОГО
В юбилейном (10 лет!) телеэфире Сагалаев охарактеризовал «ТВ Мытищи», как хорошо известную компанию «на площадке электронной медиаиндустрии России».
По-восточному низкий поклон в сторону муниципальных властей, которые в последнее время, надо заметить, стали уделять местному телевидению больше внимания. Власти кажется, что ТВ приближает её к народу, ей свойственно заблуждаться – как в отношении народного интереса, так и в отношении собственной значимости.
Но заблуждается и народ, чего-то этакого от власти ожидая. Созданная в России налоговая система не даёт муниципалам никакой возможности финансировать серьёзные проекты. Ни детский сад построить, ни школьный бассейн.
«Правит бал» пришлый (или прикормленный) инвестор. Он капризен по своей природе. Может бросить объект недостроенным или сдать в таком виде, что хоть сразу капремонт начинай. Но местное ТВ, конечно, в эти дебри не лезет. Да и не пустить его туда никто…
Мой интерес к Эдуарду Михайловичу Сагалаеву возник по причине скорее историко-географической, нежели телевизионной. Имя этому интересу – Самарканд.
Уроженец удивительного древнего города уехал отсюда покорять Москву в том же году, когда я закончил Самаркандское танковое училище – СВТКУ и отправился покорять шахтёрский городок Сарань в Центральном Казахстане.
Но какое-то время мы ходили по одним улицам, «помнящим вопли гунна», где то и дело тобой овладевает чувство нереальности происходящего. В каком веке ты находишься? Не на киносъёмочной ли площадке?
ВИА нашей роты Green Boys, единственный в училище имевший полный комплект инструментов, часто выступал на городских площадках и на промышленных предприятиях. Исполняли всё больше патриотические песни, есенинское «Не жалею, не зову, не плачу…» и даже кое-что собственного сочинения. Имели успех…
В кафе «Саодат» я, дирижируя вилкой, запевал с другой компанией – своих боевых друзей по первому взводу второй роты первого гвардейского батальона. Завсегдатаи этой кафешки нас хорошо знали. «Вот курсанты пришли. Сейчас петь будут». «Нас извлекут из-под обломков…» — пели мы, и музыканты бесплатно нам подыгрывали… В каком веке это происходило?
Что ещё может объединять незнакомых людей, кроме времени, в котором они живут? Золотоносный Зеравшан и Колхозный рынок!
Но ещё удивительнее, что случайно познакомить их может муниципальное ТВ одного из подмосковных районов…
Сагалаев, впрочем, числит себя жителем Мытищинского района, возле деревни Протасово находится загородное поместье его семьи, о котором мэтр российского ТВ говорит с гордостью. «Для нас это родовое имение. Мы участвуем во многих общественных делах деревни и района. Содействовали восстановлению 300-летней местной меленькой церквушки Рождества Христова, в которой похоронен отец А.В. Суворова. К 65-летию Победы помогли реставрировать памятник погибшим в Великой Отечественной войне деревенским жителям.
Одна из семей, обозначенная на этом памятнике, потеряла семь человек. А другие – пять человек… шесть человек… Меня, если говорить на современном сленге, — пробило…»
«Для меня героем нашего времени является человек, благодаря которому я поселился в Мытищинском районе. Я хотел жить рядом с ним. Нас связывала очень тесная дружба. Это Святослав Николаевич Фёдоров – великий человек, великий учёный, изобретатель, философ, политик. В 1996 году на выборах президента России он был конкурентом Ельцина и Зюганова.
В то время я работал председателем ВГТРК, с Фёдоровым мы много говорили о том, что нужно сказать избирателям. Голосов он набрал немного. Но я уверен, если бы он был избран президентом, сегодня у нас была бы другая страна – исходя из тех идей, с которыми Фёдоров шёл на выборы.
Я говорил ему: «Слава, пообещай что-нибудь народу, какие-то социальный льготы или (в шутку), что водка станет дешевле». «Эдюша, — отвечал он мне, обращаясь, как и ко всем, уменьшительно-ласкательно, — я лгать не могу!»
«Фёдоровский МНТК «Микрохирургия глаза», — вспоминает Сагалаев, — первым стал реставрировать церковь в Протасово, вложив в дело 2 млн долларов. Ему, Фёдорову, что-то нужно было взамен? Да ничего! Он строил дороги, строил посёлок для сотрудников МНТК. К сожалению, не могу сказать, что по его пути пошли люди, пришедшие к руководству МНТК после него…»
По вопросу цензуры на муниципальном ТВ, Сагалаев считает, что даже контроля никакого здесь не должно быть.
«За свой более чем 30-летний стаж работы, я сталкивался и с цензурой и с контролем и с взаимным доверием (не закулисным!) между мной и руководством страны. Руководство страны говорило: Как считаешь нужным, так и работай!»
Если возникали какие-то крайние ситуации, и к нашей работе были претензии, мы обсуждали, как из этой ситуации выходить. Но это было крайне редко, и все предложения руководства были рекомендательными…»
Рассказал Сагалаев и ставший хрестоматийным случай, когда ведущая «Вестей» Светлана Сорокина отказалась выполнить его распоряжение и не сняла с эфира критический материал, на чём наставал «кое-кто из кремлёвских людей», точнее, руководитель администрации президента.
— Я – председатель ВГТРК, — сказал заартачившейся Сорокиной Сагалаев. Я могу тебя уволить.
— Увольняйте, — отрезала Светлана.
До выпуска «Вестей» между тем оставалось 10 минут, и никого другого Сагалаев на место Сорокиной посадить не мог. Острый материал в эфир вышел. И тем же «Ну, увольняйте» пришлось на «критику сверху» отвечать самому Сагалаеву.
«Коллектив журналистов, — это главное, — такова по сию пору позиция Сагалаева, — с ним должно быть налажено взаимопонимание. И не цензура должна двигать тележурналистами, а чувство ответственности, интересы района, интересы населения…»
«В интересах власти любого уровня – от кремлёвской до муниципальной, — говорит Сагалаев, — ко всему, что происходит, телевидение должно быть настроено достаточно критично», но тут же поправляется: «не столько критично, сколько правдиво».
Сагалаеву нравится муниципальное устройство. Тем, что власть здесь не назначают, а выбирают.
И на приглашение в Мытищи он с удовольствием откликнулся потому, что избранный глава района Виктор Азаров на своём посту действует в интересах мытищинцев.
«Коллектив «ТВ Мытищи» — большие молодцы, — сказал Сагалаев, поздравляя районных телевизионщиков с юбилеем, — следует работать ещё лучше, расширять технологические возможности, выходить в интернет, всё это важно и нужно».
В гости он пришёл не с пустыми руками, а с Почётной грамотой Национальной ассоциации телерадиовещателей. Такую грамоту НАТ вручает далеко не каждой телекомпании.
Остаётся добавить, что и пишущий эти строки внёс свою лепту в становление муниципального ТВ. Я первый начал делать собственную передачу о книжных новинках, рекламные ролики и даже снимал 20-30-минутные событийные сюжеты. В журналисткой работе полезен всякий производственный опыт.
Да и не пустит его туда никто…
О ком конкретно сей ёмкий пассаж?