Ария Пезаро
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Вероятно, из небольших прибрежных городов Большого Римини – Пезаро, если так можно сказать, — наиболее идеальный по сочетанию истории и современности. Такова, видимо, его «ария». Впрочем, город не такой уж и маленький и, наряду с «центровым» Римини, отмечен даже не на самых подробных картах.
Шарообразную фигуру в центре прибрежной зоны Пезаро – это площадь Свободы – я, неверно прочитав подпись, назвал в своей «родниковской» статье «памятником помидору». В заблуждение меня ввело имя автора Амальдо Помодоро.
Бронзовый шар – треснувшая Земля? – был установлен в 1998 г., а первоначально, в 1971-м монумент был сделан из полиэстера.
Вообще-то это оригинально устроенный фонтан, в котором вода струится едва заметно. Наша группа, исключая, как легко догадаться, одного старого танкиста, устроилась как раз напротив этого «помидора» в пиццерии «Polo», чтобы благополучно просидеть там два часа да еще и переплатить за групповой заказ. Глупые обжоры!
К шару сходятся три улочки, посвященные великим первооткрывателям – Колумбу, Веспуччи и Марко Поло. Здесь же – одна из визитных карточек Пезаро – двухэтажная вилла Руджери, прекрасный образец архитектурного стиля ар-нуво. Зданию больше ста лет (строилось в 1902-1905), а выглядит, как новенькая игрушка. За ним – идеальной шеренгой выстроилось два десятка отелей первой береговой линии.
От «Помидора» — по улице Республики – прямой путь в исторический центр города. Улица выводит к не слишком внушительному Кафедральному собору. Сегодняшний облик здание приобрело в 19 веке, сохранив черты романского и византийского стилей. Но здесь за недостатком времени я повернул налево – к крепости Костанзы Сфорца, построившего её в 1474-м для защиты города. В 1505-м крепость частично перестроил его знаменитый сын Джованни Сфорца…
Над глубоким и широким рвом вокруг крепости (трава во рву недавно скошена) стоят скамеечки, сидя на которых так и тянет поразмышлять «о времени, о подвигах, о славе», точнее, о тщете этих громких понятий.
Неподалеку памятник иному времени — лихой Джузеппе Гарибальди в полном боевом облачении. Видимо, где-то здесь, вырвавшись из окружения в Сан Марино, он пробился к морю, но на воде его небольшой отряд был полностью разгромлен…
Продвигаясь далее к центру, на площади Матеотти можно увидеть остатки римской виллы 1 века с её бесценными мозаиками. Повернув направо мимо церкви 14 века Св. Марии делла Грация — она построена в романском стиле – попадаем в административный центр.
Несколько раньше выхода на арену семьи Сфорца, когда город находился под влиянием семьи Малатеста, здесь был построен дворец Дукале, сохранившийся в первозданном виде на Народной площади — наискосок от муниципалитета.
Именем Джоаккино Россини названа не только одна из центральных улиц – под номером 34 тут находится его Casa – но также Театр Россини и Консерватория Россини.
Автор «Севильского цирюльника» и «Вильгельма Телля», одно время «первый композитор короля» во Франции, родился в Пезаро 29 февраля 1792 года, а умер в ноябре 1868 г. в Пасси под Парижем.
Театр был создан в 1637 и первоначально назывался «Солнечным», в 1816- 1818 его перестроили, а именем «Лебедя Пезаро» — назвали в 1855-м.
Меня не оставляет странная мысль побывать в Пезаро на ежегодном оперном фестивале Россини, проходящем в августе…
Ночная жизнь, по утверждению нашего гида, в Пезаро отсутствует. Что тогда делать постояльцам 60 отелей? Здесь полтора десятка ресторанов и много магазинов модной одежды, а также, по-моему, единственная на побережье прекрасная велосипедная дорожка, проложенная через центр города. На одной из основных улиц я наткнулся на первый за эту поездку книжный магазин, из наших авторов там был представлен только дюже мастеровитый Борис Акунин.
Что ещё? Серьёзный ветродуй (в нашем случае – южный) вдоль берега – хороший повод заняться всеми видами сёрфинга. По Большому Римини там и сям разноцветные паруса так и шастают!