Трое в одной лодке: Лисбет, Микаэль и КГБ

Проза; Вторник, Июль 26, 2011
 
 

Фото с сайта forum.gline.by

 

Почему ты вечно такую фигню читаешь – спрашивают некоторые знакомые…

Дарья ВАЛИКОВА

Ларссон С. Девушка с татуировкой дракона /Пер. со шведск. А. Савицкой. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2009. – 624 с.
Ларссон С. Девушка, которая играла с огнём / Пер. со шведск. А. Савицкой. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. – 720 с.
Ларссон С. Девушка, которая взрывала воздушные замки /Пер. со шведск. А. Савицкой. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. – 784 с.

«… Он бывший советский наёмный убийца из разведывательной службы. Он порвал со своим начальством в 76-м году, стал перебежчиком  и получил в Швеции право на жительство и жалование от Службы безопасности. После развала СССР он, подобно многим другим, целиком перешел в гангстеры и занимался трафиком  секс-услуг, оружием и наркотиками…
— О кей. Почему же меня не удивляет, что здесь оказался замешан КГБ?»

В самом деле, почему?..
Почему ты вечно такую фигню читаешь – спрашивают некоторые знакомые.

Почему-почему – а может, у меня специальность такая – «современная литература»! А в современную-то, текущую-то, литературу – чего не включено? Всё, всё на свете включено…

Разумеется, нельзя объять необъятное, однако ж – разве добросовестный профи не должен упрямо к этому стремиться? (Как мы с одной подругой, во времена заката  продовольственного дефицита и забрезжившей зари изобилия, помнится, постановили: всех сортов шоколада никогда не перепробуешь, но мы всё равно будем стараться по этой части всю оставшуюся жизнь!)

Короче, добросовестному профи важно знать не только то, что считается пристойным у высоколобых или мнящих себя таковыми, но в немалой мере и то, что вызывает энтузиазм и поддержку у  широчайших народных масс современности. 
Когда, например,  тиражи такие, что закачаешься: «Только в Швеции продано 3 миллиона экземпляров. В США продано более 10 миллионов экземпляров. Во Франции продано 2,5 миллиона… В Испании и Италии продано по миллиону экземпляров…».

Фото с сайта vsyo.com

Т.е., если в Швеции населения менее девяти с половиной мильонов, то в России пропорциональный тираж трилогии равнялся бы где-то примерно 45 мильонам этих увесистых книжек (если что не так – математики поправят) – хоть ты в них закопайся, хоть какую великую стену строй!

Для справки – прошлогодний тираж нашей «богини плодородия»  Дарьи Аркадьевны Донцовой равнялся где-то пяти с половиной мильонам – и то это ведь суммарный тираж всех её многочисленных книг в их бесконечных переизданиях, а не только новинок! А вы говорите…

В общем, больший ажиотаж в мире, видимо, вызывали в последнее время только  «Код Да Винчи», ну и «Гарри Поттер», конечно.
Ну, если в первом случае интерес крещёного мира понятен – ибо определённый, простите,  мессидж по поводу Спасителя и христианской доктрины там как-никак имеется (хороший ли, плохой, вздорный или не вздорный – не суть), то про случай второй автору сих строк не приходит в голову вообще ничего вразумительного – загадка, и всё тут! Ну, да не о том речь. Речь о том, чем же всё-таки привлекла вот эти миллионы (среди которых, кстати, слышны восторженные отклики не только от Стивена  Кинга, это ладно, но и, например, от  Марио Варгаса Льосы!).

Странная татуированная девушка и её создатель по имени Стиг Ларссон – левый шведский журналист, осенённый посмертной славою, успел написать три этих тома  из чуть ли не десяти задуманных(!), не успел даже увидеть их опубликованными…

Итак, Лисбет Саландер – девушка, «которая ненавидела мужчин, которые ненавидели женщин». Речь, понятно, вовсе не о сексуальных предпочтениях  первых – это ей без разницы, тем более что и сама лесбийских забав не чурается – так, между делом.

 Представьте себе, и в Швеции, стране давно, казалось бы, победившего феминизма, ещё попадаются мужские шовинистические свиньи!  Один из коих – её родной папаша, о чём ниже… И прогрессивный журналист Микаэль Блумквист (чьё имя, разумеется, Саландер ехидно переиначивает на Калле – в честь известного героя «Приключений Калле Блумквиста» Астрид Лингрен), который постоянно расследует разные экономические махинации – представьте себе, и в Швеции, стране давно победившей демократии и законности, такое ещё случается!..

В общем, — боевая парочка, особливо Лисбет. Худышка малого росточка, однако ловкость и ярость помогают ей справляться со здоровенными особями противно-положного пола. Когда того требуют обстоятельства. А так, в повседневности, — флегматична и даже слегка напоминает аутистку. Чему есть причины.

Не закончив даже обычной школы, она обладает выдающимися математическими способностями. Состоит в подпольной всемирной организации самых продвинутых хакеров (где 58 мужчин и четыре, включая неё, женщины). Официально – сотрудничает с частным охранным агентством.

Постепенно выясняется, что за судьба выковала такое уникальное создание. Оказывается, этот гнусный гэбэшник-перебежчик (на самом деле – гэрэушник, но такие тонкости шведов, включая автора, волнуют не сильно), наш брат россиянин, о коем говорилось вначале, – отец  Лисбет.
Он так избивал её матушку, что девочка-подросток чуть не стала отцеубийцей, швырнув однажды в окно его машины что-то воспламеняющееся.

Фото с сайта ozon.ru

Папаша спасся, дочку отправили на несколько лет в психушку (к чему приложила руку местная шведская спецслужба, которой необходимо было отвлечь внимание полиции от своего подопечного, и которая, о ужас,  преступно превышала свои полномочия – такое, оказывается, тоже возможно в образцовом государстве!).

Вообще говоря, детективные сюжеты, в которые втянуты наши фигуранты, Лисбет и Микаэль, оригинальностью не блещут: упомянутый  папаша Залаченко, гангстер-гэбэшник, злодей почти опереточный, наделавший в разных странах кучу деток с преступными наклонностями («Похоже, что в генах Залаченко имеется целый букет различных отклонений…»); эти самые противозаконные «спецслужбы в спецслужбах»; миллиардер-мафиози, прячущий за решётку неугодных журналистов; респектабельный промышленник, представитель одной из лучших аристократических семей государства, а на самом деле — сексуальный маньяк, оборудовавший в подвале особняка тюрьму для своих жертв; адвокат, неожиданно блестяще выигрывающий заведомо безнадёжный процесс – разве не циркулируют подобные типы в  тысячах и тысячах  современных криминальных романов?

Быть может, особый авторский взгляд на вещи как-то преображает достаточно банальную фабулу? Да нет, пожалуй. Автор – «типичный представитель» и продукт западной толерантности.

Всевозможные меньшинства, коими, в духе времени, переполнено повествование – существа сплошь положительные, за исключением русского Залаченко и пары эпизодических сербов… ну, этот-то тренд сломать никому не под силу! Тут, по части меньшинств национальных, Ларссон склонен переусердствовать в смысле правдоподобия.

К примеру, может ли  существовать армянин родом из Белоруссии, попавший сложным путём, через Балканы, в Швецию и преуспевший там? Ну, в принципе, наверно, да. Но что б он при этом носил имя Драган Арманский?!.

Ещё автор обожает сильных, самостоятельных и хорошо вооружённых женщин (в Википедии даже приводится примечательный факт из его собственной биографии: «… участвовал в подготовке женских партизанских отрядов Народного фронта освобождения Эритреи — учил, как обращаться с гранатомётом»). Что, разумеется, вполне вписывается в концепцию.

Единственное, в чём небезупречны  его главные герои, так это в том, что слегка нарушают закон. Так, иногда. Ну а что поделать, если государство само виновато – не защитило вовремя. Или если миллиардер сам сплоховал – всё равно ведь и вправду наворовал-намошенничал, отчего ж у него, в свою очередь,  не экспроприировать?
Товарищи умеренно-левых взглядов, которых полно среди читателей среднего класса, к такому тоже относятся с пониманием.

 Шведский образ жизни – вот, наверно, что тут по-настоящему занимательно. Так как даже на общезападном  фоне, похоже,  выделяется полным отсутствием комплексов. Признайтесь, при выражении «шведская семья» вам в голову так и лезут всякие глупости типа: несколько мужиков и тёток с кучей их общих, не пойми кто чьи, детей?

Ну что за устарелый вздор, в самом деле! Такое, если и было, — то давно и неправда! Нет, все живут, как и жили – в основном стандартными парами (иногда и нестандартными – но всё равно парами). Правда, ревности, собственничеству — места нет! С этим делом они покончили давно.

Шведская семья – это когда муж состоит в тёплых дружеских отношениях с постоянным любовником своей жены, а жена, застукав ненароком этого любовника с другой женщиной, приносит извинения, что помешала, и отправляется на кухню готовить людям завтрак… ну и так далее, и тому подобное.

Фото с сайта nnm.rru

Всех дам Микаэля Блумквиста, например, в голове удержать никак невозможно, но при этом назвать его донжуаном как-то и язык не повернётся. Просто дамы ему симпатизируют и обычно сами проявляют инициативу – ну,  а он, как джентльмен, им ни в чём и не отказывает.
Никаких вам страстей, рутина повседневности… Насколько всё это типично для всей страны – кто его знает. Но то, что для многих в этой стране – верится  вполне…

 Что до стилистики сей трилогии, то там царит ровная, подробная описательность, ну вроде: «В среду утром Моника Фигуэрола встала в пять часов, сделала небычайно короткую пробежку, а потом приняла душ и надела чёрные джинсы, белую майку и тонкий серый льняной жакет. Сварив кофе, она налила его в термос и приготовила бутерброды. Моника также надела кобуру и достала из оружейного сейфа пистолет «ЗИГ-Зауер». В начале седьмого она завела машину – белый «Сааб 9-5» — и поехала на улицу Виттангигатан, расположенную в районе Веллингбю».

Если персонаж идёт в магазин, то перечисляются все покупки, если делает заказ в ресторане, то – блюда, которые заказал, если говорится о доме – то скорей всего тебе доложат о планировке и меблировке. Всё – без малейших эпитетов и метафор, без тени иронии и капли юмора. Такая сухая информационность, такая кондовая скандинавская основательность по-своему даже завораживают, как это ни странно. Стиль как отсутствие стиля – ну да, бывает.

Короче, некоторое труднообъяснимое обаяние текста всё же имеет место быть. И шведский колорит, несмотря на космополитический налёт, ощутить можно. И героиня, в общем, получилась запоминающейся. А если скажете, что всего этого маловато для мировой славы, — значит, вы просто других бестселлеров не читали! Так что – нечего выпендриваться, нет у меня для вас другой «Девушки», достали уже со своими непомерными запросами… Скромнее надо быть, граждане!

Tags: , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит