Прогулки по Мытищам (1)
Минувшей осенью в Мытищах «сыграли» Первый фестиваль «Чаепитие в Мытищах». На предварявшем его круглом столе, посвящённом развитию в районе туристической отрасли, специалисты Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) озвучили результаты своего опроса. Они выяснили, что самым известным «туристическим объектом» в городе мытищинцы считают ТРЦ «Красный кит»…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
С первым снегом состоялась презентация туристического маршрута, разработанного Советом по туризму, созданным при главе района. В совете уверены: историко-культурные активы мытищинской земли вполне могут составить полноценный «туристический продукт».
Четыре храма и две фабрики
Предполагается, что первыми организованными туристами станут люди, находящиеся в пансионатах и домах отдыха, расположенных на территории района. Оператором услуги на первых порах станет туристическая компания РГУТиСа, у неё даже имеется свой автобус.
В данном случае туристический автобус с опытным, аккуратным водителем предоставил дом отдыха «Кляьзма», администрация которого также заинтересована в новых услугах для своих постояльцев. На ресепшене этого д/о мне подтвердили их наличие, правда, количество назвать отказались. Коммерческая тайна!
Кстати, для участников презентации в «Клязьме» устроили бесплатное чаепитие. В принципе, «однодневки» не всегда включают посещение общепита, но практика показывает: значительная часть туристов ориентирована на то, чтобы устроить перекус – и готова за это платить.
В первом нашем туристическом маршруте эта функция возложена на ресторан отеля «Лекко». Маршрут рассчитан на восемь часов и туристы, вполне естественно, проголодаются. Питание, однако, в путёвку входить не будет».
В ходе презентации обсуждалось, необходим ли на маршруте экскурсовод. Ведь экскурсионный гид – вполне самостоятельная профессия, он должен хорошо ориентироваться на местности и быть готовым ответить на любой вопрос, касающийся, как истории нашего края, так и дня сегодняшнего. По общему мнению участников презентации, экскурсовод нужен. А вот будет ли он рассказывать «байки» или давать фактическую информацию – это вопрос.
«Опорными точками» маршрута стали четыре храма, но чтобы в них попасть, необходимо хотя бы знать распорядок их работы. Скажем, знаменитый Благовещенский храм в селе Тайнинском, когда приехала наша экскурсия, был закрыт, а Троицкий храм в Болтино – открыт. Два других храма — Рождественский в Осташково и Богоявленский в Бородино – «обозначили», не выходя из автобуса.
В Тайнинском, между тем, речь пойдёт не только об уникальности храма, ведь в старину здесь находился путевой царский дворец.
На холме, где он стоял, окружённый водой, сейчас высится памятник императору Николаю II. Недавно к нему с «народной тропы» была проложена красивая аллея. Исторический холм — очень удобное место, где можно «расположить туристов». И в том, что им здесь понравится, нет никакого сомнения.
Нет сомнения и в том, что два наших самых знаменитых промысла – жостовский и федоскинский – будут иметь у туристов спрос.
В Жостово мы приехали как раз вовремя – с фабрики выходили люди с покупками. Направлялись они к микроавтобусу, на котором приехали из мытищинского дома отдыха «Берёзки». «Очень понравилось!» — такова была их общая реакция на мой вопрос.
Одна женщина, не испугавшись налетевших репортёров, предъявила купленный поднос. Интересно, что отдохнуть в мытищинском д/о «Берёзки» она приехала из Краснодарского края.
Фабрика, выпускающая сегодня 15 тысяч подносов в год, имеет достаточно наработанный опыт экскурсий. В этом году здесь планируется вдвое расширить экспозицию музея, для чего будет оборудования ещё один зал.
Подносы, разрисованные школьниками на мастер-классах, фабрика, как положено, лакирует и отправляет в школу, откуда приехали ребята.
В магазине мы застали четвероклассников московской школы с улицы Дениса Давыдова. Роль жостовского художника пришлась им по вкусу.
У орденоносной Федоскинской фабрики миниатюрной живописи – более сложная ситуация. Она сохраняет свой статус государственного унитарного предприятия (ГУП), находясь в ведении министерства культуры Московской области. Попытка перевести её а районный МУП успехом, к сожалению, не увенчалась.
Самостоятельно привлекать инвестиции ГУПу крайне сложно. Разработка проектов, которые готов предложить директор фабрики Александр Моклецов, также требует дополнительного финансирования.
Первое, что нужно сделать, по словам А.В. Моклецова, — это привести в порядок здание, как снаружи, так и внутри. По предварительным прикидкам, работа тянет на 70 миллионов рублей.
Сделать это, однако, необходимо. Приезжают на фабрику не только ко всему привычные россияне, но и иностранцы. Прошедшим летом, когда я делал репортаж о состоянии дел в сельском поселении Федоскинское, к фабрике подкатили сразу три автобуса с потенциальными покупателями из Москвы.
С запуском постоянного туристического маршрута количество посетителей фабрики вырастет, для чего в значительной степени и затевается весь этот турпродукт.
Кроме обязательной имиджевой составляющей, которая требует отдельных усилий по её укреплению, не будем забывать об экономической стороне дела, о том, что туризм – важная отрасль современной экономики.
Чего в Мытищах интересно, так это старая промышленная архитектура. Эта краснокирпичная башня, видная с электрички, и вся фабрично-заводская улица — не знаю, как называется. (Для тех, кто понимает, конечно.)
улица Колонцова, возможно?