Городской транспорт. Магистральное направление
Планом развития Московского метрополитена до 2020 г. предусмотрено, что к 2015 г. в парке подвижного состава должно появиться около 1000 новых вагонов, а к 2010 г. – не остаться не одного «устаревшего состава»…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора и Вячеслава НЕСТЕРОВА
Связано это не только с необходимостью повысить безопасность, надёжность и комфорт «транспортного обслуживания пассажиров», но и масштабными планами развития метрополитена, увязанными с задачами создания крупных транспортных узлов, один из которых должен появиться на Привокзальной площади в Мытищах. На моей памяти потсроить метро в этом «городе-спутнике» власти обьещают минимум с 2000 года.
Интересно, что в перспективной схеме развития метрополитена до 2027 г. от ст. Медведково на Мытищи линия не показана. Зато «нарисована» сложная по маршруту ветка от ст. метро Курская до железнодорожной ст. Лось, проходящая через ещё не построенное Большое Кольцо. Далее от Москвы она уходит уже по системе ГЭП (городских электропоездов) на Королёв (ГЭП 4) и Пушкино (ГЭП 7).
В свою очередь обе эти ветки ГЭП включают в себе и Мытищи, но идут они опять же не через Медведково.
ГЭП 4: Щербинка — Перерва — Каланчёвская — Мытищи — Королёв. ГЭП 7: Одинцово — Москва-Сити — Ржевская — Мытищи — Пушкино.
О том, какой поезд предпочтительнее для ГЭП, можно спорить, но в любом случае метропоезд лучше простой электрички. «Контактный рельс» исключает сложное путевое электрохозяйство пригородных электричек. Метровагоны более компактны и в них больше дверей.
Так что выбор, безусловно, падает на уже зарекомендовавший себя мытищинский «Русич», в той или иной мере укороченный. Лобопытно, что этот поезд разрабатывался для системы «лёгкого метро», которое относилось к «внеуличному транспорту».
Как же ваще ехать-то, если не по улице и не по крышам домов?..
В целом построить систему ГЭП гораздо дешевле, чем метро, путь даже и «лёгкое». Единственная — Бутовская линия «лёгкого метро» отметила в минувшем декабре 8 лет со дня пуска в эксплуатацию. Сразу после её открытия – в новогодние каникулы 2004 года, прокатившись по ней, я был удивлён мощной 5-километровой эстакадой с не менее мощными станционными зданиями.
Замечу, что линия отстоит от жилых домов достаточно далеко и относительно них поднята выше второго этажа.
Ничего подобного городскому электропоезду не потребуется.
Вопрос, будет ли у нас в Мытищах своя ветка ГЭП к 2027 году или всё-таки раньше?
В прошлом году зампредседателя правительства Московской области, министр транспорта Пётр Кацыв в своих интервью московским и подмосковным СМИ не раз упоминал те города, где станции метро должны появиться в ближайшем будущем, и одна из них – в Мытищах.
Планы по продлению Калужско-Рижской линии на север существовали длительное время, в 1990-е годы станция «Челобитьево» даже изображалась на некоторых схемах метрополитена как строящаяся.
Кроме того, существовал самостоятельный план строительства депо в Челобитьево с конечной станцией — в единой Промзоне, которая должна была возникнуть вокруг Северной ТЭЦ наряду с десятками других предприятий. Под давлением общественности, поднявшейся на борьбу с устаревшим проектом ТЭЦ, этот план был отменён.
В данном случае для нас интересен вопрос, насколько он был детализован.
По словам главы Мытищинского района Виктора Азарова, зарезервированная под станцию метро «Челобитьево» земля до сих пор не занята, и средства на её проектирование в 2012 году – выделены.
Вероятно, этот проект требует усиленного лоббирования. Через два года начнётся гигантское строительство «Нью Москвы» на юго-западе Подмосковья. Все силы (строителей) и средства (налогоплательщиков и инвесторов) уйдут туда.
Задача, поставленная федеральным и столичным правительствами, заключается в том, чтобы переселить из нынешней Москвы не только армию чиновников, но и 2,5 млн жителей. Интересно, кстати, как будут в связи с этим перераспределяться в Мытищинском районе довольно заметные «потоки» трудовой миграции…
Возвращаясь к высокой потребности Московского метрополитена к обновлению вагонного парка, напомню о недавнем производственном совещании на «Метровагонмаше».
Мытищинские машиностроители фактически стоят на пороге таких организационно-технических перемен, каких история завода ещё не знала. Строится новый цех, чего не было с начала 90-х годов прошлого века. Уже свёрстанный план на 2012-2013 годы насчитывает 748 метровагонов. В следующие четыре года – по новым техусловиям! – должно быть выпущено 2000 вагонов.
По мнению бывшего исполнительного директора «Метровагонмаша» Юрия Солдатова, если технически эту задачу и можно считать выполнимой, её реализация может зайти в тупик по организационным причинам. Самая сложная из них – длительный процесс сдачи готовых составов Метрополитену.
Чтобы справиться с грандиозными планами, всему коллективу, насчитывающему сегодня около 4,5 тысяч человек, придётся работать по-другому, в частности, осваивать опыт французской компании Alstom Transport по внедрению системы бережливого производства. Как идёт на заводе этот процесс, ТАМ расскажет в следующей публикации.