Коимбра под дождём
«…здесь вёсны ещё слушают слагаемые ветром стихи; и на кровлях всё ещё целуются голуби; и всё ещё будто слышно в тиши, как воздух струится сквозь щели каменных зданий, словно живая кровь меланхолического города. И Бог-поэт ещё не впал в немилость толпы».
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Эса де Кейрош, «португальский Золя» учился в университете Коимбры, присутствовал в Египте при открытии Суэцкого канала и умер от туберкулёза в Париже, в должности консула. Судьба играет человеком…
Вот и я в Коимбре, не особенно задаваясь вопросом «зачем?» «Окинуть взором мир» — так, кажется сказано Яном Кохановским…
Весна в Коимбре – не только ветер, но и дождь – из тех, впрочем, прятаться от которых надо периодически, но можно и не прятаться. Изабел утверждает, что в Порту, куда пролегает наш маршрут, в дождливую погоду делать нечего – пропадёт всё удовольствие от пешеходной прогулки.
Только вот прятаться от дождя – некогда! Те полдня и ночь, которые мы проводим в Коимбре, гонят на улицу.
По сути, вся обзорная экскурсия – проезд через центр на автобусе: посмотрите направо, посмотрите налево. Никаких пояснений по явившемуся вдруг акведуку – а ведь это для меня один из наиболее привлекательных артефактов!
Интересуюсь у Изабел, тем ли путём мы будем возвращаться. Подучив отрицательный ответ, решаю, что пойду к акведуку самостоятельно, а там, глядишь, и всю обратную дорогу угадаю.
Главная достопримечательность Коимбры – Университет. Его колокольню туристом показывают, как основной ориентир. Но одного взгляда на схему достаточно, чтобы понять: разобраться в хитросплетении улиц с первого раза невозможно.
Лучшим ориентиром можно считать реку Монтегу. Тем более, что наш отель Vila Gale Coimbra находится на её берегу.
Из окна своего номера мы с Александром видим почти неподвижную реку, железную дорогу, поезд на которой заметили только один раз, и фронтового вида 3-этажное здание – вероятно, старый вокзал – в нём прячутся контрабандисты с объёмистыми сумками.
Но с университетского холма к реке ещё надо суметь спуститься, и мне это не удалось. Побродил кругами, плюнул и вернулся на знакомую дорогу.
В VIII веке город стал пограничным между владениями мавров и тот частью западной Иберии, которая осталась за христианами. В 1128-м королева Тереза, фактически первая королева тогда ещё графства Португалия, подарила город Ордену тамплиеров – и те «очистили» его от мавров.
Об исламском присутствии напоминают сегодня довольно скромные (дабы враг не ворвался!) ворота Арку Алмедина. Именно за ними располагалась самая старая часть города Алмедина (то есть всё та же тунисская медина, мальтийская мдина и т.п.)
Год спустя, по распоряжению Его Величества Истории Коимбра становится первой столицей Португалии, пребывая в этом статусе без малого 120 лет. За это время здесь сменились шесть королей – неплохой показатель ротации руководящих кадров!
Первый король, которого мы встречаем на подходе к Университету, — Дон-Диниш, гордо высится на одноимённой площади.
На его шее завязаны голубая лента – все восемь факультетов универа имеют свои символические ленточки разных цветов. Собственно Диниш и учредил университет в 1290-м, и это событие стало одним из его многих мудрых «управленческих решений».
Просвещённый монарх заслужил ласковое прозвище «Земледелец» за серьёзную поддержку сельхозпроизводства, и ещё одним памятником ему является сосновая роща в Лериде, мимо которой мы проезжали.
150 лет спустя, утверждают исследователи, из корабельных сосен, посаженных по указу прозорливца Диниша, были построены каравеллы, открывшие европейцам новые земли.
Памятник второму «знаковому» королю – Жуану III оказался в строительных лесах, тем экзотичнее он – под дождём! — выглядел. Этот монарх прославился, в 1537-м подарив Университету свой дворец. А также – рьяными инквизиторскими замашками. Прямо-таки португальский Иосиф Виссарионович…
Изабел обратила наше внимание на не слишком широкие входные ворота в университетский двор. Чтобы, значит, быстренько захлопнуть их в случае то и дело вспыхивающих студенческих волнений…
Центр площади Старого университета в момент нашего посещения был перекопан, и, не имея зонтов, мы перебегали от одного подъезда к другому с максимально возможной скоростью.
Первым делом, дабы проникнуться святыми чувствами, посетили капеллу Сан Мигель. Здесь рука об руку царствуют золото и барокко, напоминая о том, что первый владелец дворца присоединил к королевству аппетитный кусок Индии и Молуккские острова.
Небольшая капелла оснащена мощным органом необычной формы. Грубо говоря – в виде раковины. Сложно представить, за счёт чего он держится на стене. Используется ли «инструмент» по своему прямому назначению или нет, — осталось тайной. Вдобавок и фотографировать тут, как и в библиотеке, — запрещено, что не помешало Александру отснять то и другое на видео.
К слову, отличная фотография органа помещена в путеводителе издательства «Вокруг света».
Среди университетских помещений наиболее интересна библиотека, сооруженная в 1717-1728 годах. «Библиотекой Жуанина», она названа в честь короля Жуана V, чей герб красуется над входом. Основал библиотеку не он, но этот, самый мирный король за всю португальскую историю, подарил универу коллекцию книг и манускриптов, резко подняв его научно-исторический потенциал.
Все три зала библиотеки – её окна завешены тяжёлыми шторами — оформлены по-разному. Высокие шкафы из португальского каштана украшены золотой и лаковой росписью. Иногда, якобы, студентов сюда впускают, во что верится с трудом. Как и в то, что не в слишком просторном посещении хранится миллион томов…
Быстрая пробежка из библиотеки в главный корпус порадовала нас встреченными там «студенческими массами». Одни галдящие «массы» спешили в буфет, другие – на занятия, третьи – мечтательно глазели во внутренний дворик.
Меня поразило количество красавиц. Самая прекрасная из них, как нарочно, сидела в коридоре за столом, похоже, дневалила. И нисколько не смутилась, когда я направил на неё объектив фотоаппарата. Ласково улыбнулась старому анкисту! Ах…
Снимок, к сожалению, из-за плохого освещения, оказался неудачным. Зато с верхних помещений дворца – сюда мы поднялись осмотреть сквозь внутренние окна знаменитый актовый зал Сала-душ-Капелуш (где выпускникам вручают дипломы, а преподавателям – присваивают профессорские звания) – Коимбра предстоит во всей красе…
На выходе из Университета мои попутчики быстро разбежались. Я даже не заметил, в какую сторону двинулась основная группа во главе с Изабел. Должно быть, спустились к реке. Ну, мне-то всё равно — в противоположную сторону.
Прячась то и дело под арками акведука от налетающего дождя, я так и сяк заснял желанную постройку, «коллекцию» которых решил собрать для отдельной статьи…
По Rue Alexandro Herculano спустился ко входу в городские сады и, если бы не дождь, уже расквасивший мою карту, зашёл бы внутрь. В данном случае пришлось только сфотографировать воротные башенки…
Теперь мой путь лежал налево – по самой красивой авеню Sa da Banderia. Прячась под раскидистыми деревьями её центральной аллеи, с их нежно-зелёной молодой листвой, можно было чувствовать себя более комфортно.
К тому же здесь находятся два небольших, но оригинальных памятника. Первый – примерно посередине аллели — явно воинский: посвящённый, вероятно, всё тем же 5000 солдатам, не вернувшимся с Первой Мировой войны. Каски бойцов смахивают на тазики, хотя нельзя не признать: от дождя такая каска защищает лучше.
Заканчивается аллея памятником Луишу де Камоэнсу. Колонну, увенчанную лавровым венком, охраняет странного вида лев. Что этот зверь символизирует в первую очередь, так это несгибаемое мужество. Без него ни Индию не откроешь, ни какой-нибудь завалящий островок…
Претерпевший ссылку и тюрьму, военные невзгоды в Марокко и Индии, Камоэнс «принадлежит к числу величайших создателей европейской литературы эпохи Возрождения».
Лишь воспитавши так мечту свою, / Летящую к действительным победам,, / Заставить можно презирать почёт, / Который роскошь праздно достаёт…
За небольшим поворотом с авеню налево – всё это время я как бы огибал университетский холм – улица, в архитектурном смысле ничего из себя не представляющая. На муниципальном рынке по случаю рабочего дня можно приобрести только тыкву.
Зато безликий каменный забор по правой стороне украшают отменные панно из бело-голубого азулежу. Знай я лучше памятники Португалии, выбрал бы для съёмки известные, но в данном случае раздумывать не приходилось.
Почему такой почёт именно этой улице – не понятно…
Мимо одного из панно очень удачно проходил мужчина под синим зонтом… Эти синие зонты попадались мне и позднее. Влияние азулежу?
Дальше – на Ruo Olimpio Nicolau – бассейновый комплекс, сохранившийся от разрушенного монастыря XVI века Клауштру да Манга.
Путеводители утверждают, что в его центральном павильоне монахи предавались созерцанию. Предполагаю, что видели они в своих грёзах исключительно обнажённых купальщиц. Иначе – к чему такая восточная красота сооружения?..
Улица выводит на просторную площадь 8 мая, к церкви Святого Креста, «венчающей» монастырь августинцев. Глядя на неё, мне надо было бы пойти направо – к Торговой площади, а я почему-то выбрал другое направление и некоторое время плутал в узких улицах.
На Rue Adelino остановил прекрасную Аделину, чтобы уточнить дорогу. Подозреваю, красотка оказалась не местной. Мельком взглянув на карту, она с нежной улыбкой ответила «No say».
Но мне уже и собственное чутьё подсказывало – желанный отель с вискарём в походной сумке где-то рядом. Более не двигаясь с места, я внимательно огляделся. Ага – вот и здание старого вокзала!
Направившись к этому «ориентиру», я через минуту оказался возле отеля – только с тыльной его стороны – у низенького «типичного» ресторанчика, где тем же вечером мы всей командой вкушали молочного поросёнка.
Блестящий пост! Блестящие — от дождя — снимки…