Прогулки по Мытищам (2)
Столетие назад, в 1911 году в подмосковное село Тайнинское приезжал французский художник-постимпрессионист Анри Матисс. Его, уже знакомого с русской архитектурой и иконописью, восхитила конструкция западного крыльца Благовещенской церкви. «Я потратил десять лет в поисках того, что ваши художники открыли в 14-м веке», — заметил также художник, посещая Третьяковку…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Там, где Сукромка в Яузу впадает,
Когда-то были рыбьи закрома…
Вячеслав Макаров
Расположение села, находящегося сегодня в черте г. Мытищи, можно считать классическим для старинных русских поселений: на слиянии рек Яузы и Сукромки, вблизи древнего волока между Яузой и Клязьмой. В этот году расположенному здесь изящному пятиглавому Благовещенскому храму исполняется 335 лет.
Путь в село от станции Перловская Ярославской ж.д. идёт через бывший посёлок Перловский, отметивший недавно своё 130-летие. Сегодня это городской микрорайон, где, однако, не забыто славное имя купцов Перловых.
Из категории посадских людей их фамилия поднялась на успешной торговле чаем – в России и за границей. Основатель фирмы «В. Перлов и сыновья» Василий Перлов стал первым строить в Перловке летние дачи, сдаваемые москвичам в наём.
Позднее на средства Ивана Семёновича и Николая Семёновича Перловых был построен деревянный храм Донской Божией Матери (архитектор Пётр Зыков) и оригинальное деревянное здание театра.
Театр сгорел в 1915-м, а сгоревший храм был не так давно восстановлен – чуть ближе к платформе.
От платформы Перловская в Тайнику ведёт улица имени Веры Волошиной, бывшая 2-я Вокзальная. Похоронена героическая разведчица, погибшая в октябре 1941 г., в братской могиле под Наро-Фоминском.
С Перловкой её, кемеровчанку, связывает учёба в кооперативном институте. На доме №23 героине установлен памятник — чеканенный в металле барельеф «ростом» в семь этажей.
Продолжением улица Веры Волошиной является улица Красный посёлок, возникшая в результате застройки территории между Перловкой и селом Тайнинским. По одной из множества версий, где-то здесь могла быть спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного.
Районная газета однажды опубликовала «сенсацию» о находке песенника Ивана Грозного и даже привела четыре текста, в которых явно «угадывался» царский стиль. Вот одна из этих «песен» в моём переводе на современный русский язык…
Нашей вотчиною стала и Ливонская земля!
Курбский, бесов сын, не кажет эфиопского лица.
Я за жизнь его не дал бы ни полушки, ни рубля.
Подхватить бы под микитки и поджарить подлеца.
Поучал и надсмехался он в посланиях лихих.
Он, смердя гнуснее кала, подавал советы мне.
Уговаривал, князёныш, пожалеть рабов моих.
Куковал, крестоотступник, во германской стороне
Я пришёл в огне и гневе, город Вольмер взял в бою.
И, поруганы, бежали от полков моих враги.
Прирастай моя Россия у Европы на краю!
Христианнейшему царству, Иисусе, помоги!
Первое упоминание о Тайнинском относится к 1410 году, в ту пору село звалось Тонинским (из-за богатых рыбных затонов) и принадлежало герою Куликовской битвы князю Владимиру Андреевичу Храброму, внуку Ивана Калиты. Затем статус села вырос – до велкикокняжеского, а там и царского.
В Тайнинском дворце, воздвигнутом на сохранившемся холме — он был полностью окружён водой — часто останавливался Иван Грозный. По другой версии, дворец стоял, не слева, а справа от Яузы.
На Волковом поле – к северо-западу от села — царь, бывало, охотился.
Сцена охоты прекрасно описана в романе мытищинского писателя Николая Кондратьева «Старший брат царя» и служит фактической завязкой главной сюжетной линии. При Грозном – село уже зовётся Тайнинским: по легенде, дьяки тайного приказа топили в заболоченных местах непокорных бояр или казавшихся царю таковыми.
Ещё одна легенда гласит: из Кремля в Тайнинское вёл скрытый подземный ход…
В июле 1605 здесь состоялась встреча Лжедмитрия I с якобы его матерью Марией Нагой. И бывшая царица признала его сыном. Но, как в современных телесериалах, с «полной гибелью всерьёз» этого героя сказка не закончилась.
В июне 1608 Лжедмитрий II с войском, маневрируя перед битвой за Москву, неоднократно останавливался в Тайнинском. И это – после всех «отцовых» усилий? Ирония истории – иначе не скажешь!
В 1675 году царь Алексей Михайлович издаёт указ о строительстве каменной церкви Благовещения в Тайнинском и нового путевого дворца.
Очередной дворец взамен обветшавшего возводится уже по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Но и ему не повезло – сгорел в 1824-м.
Ещё через 100 лет Благовещенский храм закрыли большевики. На Дворцовом холме «возводятся» большие деревянные сараи, долго уродовавшие вид этого, до сих пор красивого места.
Возвращённый верующим в 1989 г. храм с его уникальным резным крыльцом, потребовал серьёзный затрат на приведение в надлежащий вид.
К 330-летию храма, которое почему-то не отмечалось, строители изготовили старинным способом около 15 видов кирпичей нестандартных форм – на замену раскрошившимся. Реставрация, что любопытно, была поручена гастарбайтерам из Средней Азии, сплошь мусульманам…
В мае 1996 г. на очищенном от всего лишнего Дворцовом холме был воздвигнут памятник Николаю II работы скульптора-монументалиста Вячеслава Клыкова. Через год он был взорван экстремистами, но Клыков не отступил, и в августе 2000 г. последний русский царь «вернулся» в Тайнинское выкованным из лучшей меди. Смотрит он теперь не на Москву, как в первом случае, а на Мытищи.
«Судьба скульптуры в какой-то мере схожа с судьбой самого государя, претерпевшего изгнание, убийство, а после смерти клевету», — отметил Клыков на церемонии открытия памятника.
В Тайнинском между тем живёт свой скульптор, живописец и график Виктор Захаров. Личность далеко не ординарная!
Начиная с 1975 года, он участвовал более чем в 40- профессиональных выставках, в том числе в восьми – Всесоюзных, где, как известно, отбор был куда строже, чем в сегодняшнем мире «современного» искусства.
Показанную на этом фото скульптуру, выполненную в технике художественного литья, Захаров предлагал космонавтам «Союза-19», которые должны были встретиться на орбите с астронавтами американского «Аполлона». «Слишком тяжёлая вещь!» — заявили космонавты.
Вещи не столь тяжёлые в разные годы у мастера приобрели Государственный Исторический музей, Музей авиации и космонавтики, Музей «Звёздного городка».
Чеканные портреты С.П. Королёва Захаров подарил семье легендарного конструктора. Несколько его работ — в составе постоянной экспозиции Музея им. Андрея Сахарова.
Сегодня Захаров, продолжая заниматься живописью, вынашивает идею создания муниципального музея на лично ему принадлежащем участке земли. Небольшой сельский музей В.П. Захарова, — считает он, — мог бы вдохнуть новую жизнь в окружающую старину и в художественную жизнь района.