В Палестину за спичками или Холодный огонь своими руками
— Государь ты мой батюшка! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне цветочек аленький! – попросила доченька…
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
Но прежде, чем любимая дочка получила желаемое, любящий отец долго мыкался по свету, пока не понял, что «Аленький цветочек» — это красивая метафора. Под видом экзотического растения, «которого нет краше на белом свете», подразумевалось широко распространённое в природе явление, с выделением тепла, света и лучистой энергии.
Природу феномена можно описать как бурно идущее окисление, одним словом – это огонь. Обретение цветка сопровождалось свето-шумовыми эффектами: «В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася».
Намёк на сверхъестественную природу, условно говоря, цветка. Первые костры человек именно так и прикуривал – от молнии.
Можно предположить, что аленький цветочек относится к тому же семейству, что и «красный цветок», который Маугли похитил в деревне у бедной женщины вместе с плошкой с горящими углями, но не для того, чтобы выступить в роли культурного героя наподобие Прометея. Огонь понадобился ему для разборки с Шер Ханом.
Следовало ли сказочному купцу вслед за Афанасием Никитиным ходить «за три моря», чтобы разжиться экзотическим огоньком для любимой доченьки? Вряд ли.
По дороге его перехватили бы зороастрийцы. Уж чего-чего, а огня у них хватало, причём в ассортименте:
огонь Высокоспасительный (Березасаванг) — горит перед Ахура Маздой в зороастрийском раю;
Благодружественный (Вохуфриян) — пылает в телах людей и животных;
Приятственнейший (Урвазишт) — в растениях;
Действеннейший (Вазишт) — в молниях;
Победоносный (Варахрам) — в храмах;
И последний, несмотря на выспренное название, Святейший (Спаништ) — обычный земной огонь для бытовых нужд.
Какой огонь из шести под видом цветочка аленького раздобыл купец, неизвестно. Хочется думать, что не последний сорт Спаништ, а хотя бы второй от заду – Варахрам.
Человек – само совершенство, по определению. Фирма веников не вяжет – здесь видна рука Творца. Как говорится, ex ungue leonem – по когтям узнаём льва.
Некоторые сомнения есть относительно того, что Адама и Еву лепили руками, или типа того, а следующие поколения делали не пальцем, а другим инструментом. Как в случае с Роллс Ройсом китайской сборки.
Но если не придираться к мелочам, то наш предок, каким вышел из пещеры, таким и остался – единственным и неповторимым глиняным человечком. Из того же теста слеплена и многоуважаемая элита.
Давно пора сливкам нашего общества вернуть библейские имена. Назовём вещи своими именами: чиновников — мытарями, банкиров – менялами, брокеров – барыгами, священников, если те не обидятся, фарисеями.
Египетский жрец в набедренной повязке выглядит оборванцем и много проигрывает рядом с патриархом в византийском облачении. Безбородый (египтяне тщательно выщипывали растительность на лице и на теле) и босой. Борода — привилегия фараонов!
Юный Тутанхамон, инвалид от рождения (результат бесконечных кровосмесительных браков) цеплял к подбородку фальшивую косицу, чтобы походить на нашего Вассермана.
Искусство прорицания было развито в Древнем Египте настолько, что гадатели предвидели появление через три тысячи лет умнейшего человека с окладистой бородой, одессита с еврейскими, а копнуть глубже и египетскими корнями. Чем кстати объясняется исторический конфликт древнеегипетских властей с лидером еврейской общиной Моисеем.
Суть проблемы раскрыта в негритянском псалме: Let’s my people go!
Египетские священники не учились в академиях, но по уровню интеллекта могли поспорить с воспитанниками Киевской бурсы, с риторами, философами и богословами вместе взятыми. Окажись они в ситуации, в какую попал Хома Брут (подробности в повести «Вий»), у ведьмы с глухого украинского хутора не было бы ни малейшего шанса.
Единственный, кто мог составить им конкуренцию, был упомянутый Моисей, и то с божьей помощью. Силе мысли (казалось, чего бы проще воздействовать на идейного противника, фараона, словом) пророк предпочёл террор.
Слава богу, не атомную бомбу, иначе от храмовых комплексов Абу Симбел и Великих пирамид остались бы горы щебня.
Но теперь мы в курсе, что у бактериологического оружия массового поражения библейские корни. Не знай старушка Шапокляк о египетских подвигах Моисея, никогда бы не сказала свою коронную фразу: «хорошими делами прославиться нельзя…»
Но если не придираться к одежде, словам и внешности, священники прошлого и нынешние практически не изменились в лучшую сторону, чего не скажешь о богах. Здесь прогресс налицо. Финикийский Молох обожал младенцев-гриль, наш христианский поступает ровно наоборот: ешьте и пейте — «сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя».
Титана Прометея царь богов Зевс сурово покарал за то, что тот похитил с Олимпа божественный огонь, спрятав его в стебле тростника (внутренность, заполненная белой мякотью, может гореть наподобие фитиля). Несчастного приковали к скале в горах Кавказа в зоне снегов. И каждый день прилетал орёл, нормальный, не двуглавый, клевать у него печень.
Сравните с тем, что происходит сейчас. Патриарх Иерусалимский Феофил раз в год получает божественный огонь и раздаёт его верующим без каких-либо последствий для себя лично и для воцерковлённого народа. Как это у него получается? Чудесным и, следовательно, необъяснимым способом.
Преподобный Гавриил (Стеблюченко), архиепископ Благовещенский и Тындинский, один из немногих, кто видел схождение благодатного огня собственными глазами: «В Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнем, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в кувуклию Гроба Господня… И увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жёг, но потом уже приобретал силу… Сплошной камень, мрамор, и весь покрыт огнем. Ни копоти нет, ничего, просто горит огонь и все!»
Из малых уст большие речи, своими словами об экстраординарном! Как говорят на телевидении: мы в шоке!
Палестинский огонь словно создан для России, страдающей от сельскохозяйственных пережитков, которые преследуют её со времён подсечного земледелия: увидел сухостой – надо подпалить.
Хоть кол на голове теши, русского человека на природе водкой не пои, но дай полюбоваться на «аленький цветочек», краше которого нет на свете. И ещё великая власть над спичками, оргазм от обладания зажигалкой. Имея в кармане коробок, не говоря уже о Ронсоне или Zipo, можно ощутить себя Прометеем безо всяких нежелательных последствий.
Какая досада, что огонь из Ерусалима теряет свою необжигаемость в считанные минуты, то есть времени для передачи безопасного в пожарном отношении огня в распоряжение МЧС для дальнейшей утилизации совершенно недостаточно.
Иеромонах Флавиан (Матвеев), православный священник: «В 2004 году мой знакомый буквально через пять минут после получения благодатного огня (мы даже из храма не вышли) пытался «умыться огнём». Борода вроде бы небольшая, заметно стала разгораться. Пришлось закричать ему, чтоб тушил. В руках у меня была видеокамера, так что этот печальный случай остался зафиксированным документально. Сошлись во мнении, что веры маловато. Однако странно, что люди тысячами ждут чудес от этого ежегодно повторяющегося явления. Само по себе чудо, что огонь сходит с небес. Благодарение Богу за это! Сам взял пример с других, подержал руку над огнём. Огонь, как огонь. Жжёт!»
«Веры маловато!» Однако народные умельцы с божьей помощью нашли выход из положения, овладев секретом «холодного огня», который можно приготовить в домашних условиях.
Для этого надо смешать в определённых пропорциях следующие вещества: сухую борную кислоту, этиловый спирт, концентрированную серную или соляную кислоту. Поджигается при этом лишь выделяющийся над смесью эфир, горящий очень объёмным огнём зеленоватого оттенка. В малых концентрациях он не только не обжигает, но даже и не греет поднесённую руку.
Желаем удачи!