Прогулки по Мытищам (3)
Ни в России, ни где-нибудь в мире нет ни одного города, где бы в числе туристических объектов отсутствовали музеи. Мытищинский Историко-художественный музей (МИХМ) – не исключение…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Почувствуйте себя купцами и купчихами!
В первую очередь, естественно, наш музей рассказывает об истории Мытищинского края – она сама по себе очень интересна. В последние годы музей развивает интерактивные познавательные программы. Их суть в том, что посетители принимают участие в «Чаепитии в Мытищах». Они видят, как «правильно» сервировался стол в конце XIX – начале XX века. Женщины могут почувствовать воздух той эпохи в исторических нарядах. Мужчины – примерить гусарскую форму Отечественной войны 1812 года.
«Чаепитие в Мытищах» пользуется большой популярностью. В музее считают – это исторически сложившийся бренд Мытищинского района. Бренд имеет свою «графическую основу» – знаменитую картину Василия Перова «Чаепитие в Мытищах близ Москвы».
Конечно, мытищинцы пили чай и до Перова. И к тому же с большим желанием (а то и с приставанием!) усаживали за накрытые столы с самоварами паломников, направлявшихся в Троице-Сергиеву лавру.
Эстафету живописного чаепития продолжил Борис Кустодиев. Его «Купчиха за чаем» стала хрестоматийной, именно её образ ассоциирует у нас с русским чаепитием и традиционным российским гостеприимством. Именно об этих традициях рассказывает музейная программа. Её участники могут почувствовать себя не только купцами, но и работниками чайных заведений, освоить их профессиональный сленг.
Мытищи – об этом также можно узнать в музейных залах – связаны со всеми эпохальными событиями Российского государства. Эпоха Ивана Грозного (см. статью в ТАМ о с. Тайнинском), правление Романовых – многие государи этой династии останавливались в Мытищах, направляясь «к Троице».
Первый водопровод в столицу пришёл также из мытищинского Громового источника, увековеченного в стихах Николая Языкова.
Музей рассказывает о красивейших усадьбах, возникших на мытищиской земле с XVIII по XX век, таких, например, как Марфино и Рождественно-Суворово. От многих усадеб ничего не осталось, но люди, обитавшие в них, составляют славу Отечества.
Поэт и «отчаянный гусар» Денис Давыдов, судьбу которого предсказал великий Суворов, и сам Александр Васильевич, писатель и вице-губернатор Михаил Салтыков-Щедрин, художники Василий Суриков и Константин Коровин – о них в музей можно узнать много любопытного.
Недолгий, но блестящий век дачной культуры, находясь в Мытищах, также нельзя обойти вниманием. Перловка – не только одно из первых дачных мест Подмосковья, но одно из наиболее знаменитых и своеобразных. Сегодня, к сожалению, практически ничего существенного из образцов дачной архитектуры в Перловке не сохранилось…
В прямом смысле ярко и красочно рассказывает музейная экспозиция о народных промыслах, возникших на территории района. Немногие районы могут похвастаться наличием сразу трёх промыслов, чьи уникальные изделия – жостовские подносы, федоскинские шкатулки и мытищинские куклы – известны не только всей России, но и за её пределами.
Расссказывает экспозияия музея и о двух ярких поэтах прошлого века, чьи жизнь и творчество были связаны с Мытищами. Дмитрий Кедрин и Николай Глазков — сохраняют статус «поэтических икон» для Кедринского ЛИТО и Центральной городской библиотеки им. Кедрина, отметившей недавно, точно как и Кедрин, своё 105-летие!
Долгая Марфинская интермедия
Боярин, а по совместительству московский воевода Протасий Вельяминов – первый из известных нам владельцев села Марфино, «что на реке Уча» в XIV веке…
Прямым его потомком был знаменитый советский актёр Пётр Вельяминов. Отсидевший 9 лет в сталинских лагерях, он в 1981 г. сыграл князя Владимира в фильме Ярослав Мудрый. Именно к Ярославу далёкий предок Петра Сергеевича привёл на службу свою боевую дружину.
Марфино вообще богато на такие вот исторические «загогулины», и хотя от многих людей и событий уже и «след давно простыл», усадьба, сам её воздух, просторная территория, храмы, каналы и постройки века «осьмнадцатого» и девятнадцатого тож, невольно навевают желание заглянуть в прошлое.
«На старом марфинском кладбище до сих пор сохранились могилы французских солдат и офицеров, — пишет в историческом очерке «Владельцы усадьбы Марфино в контексте русской истории» учитель Марфинской средней школы Ирина Юртаева. — История переворота и убийства Павла I не обойдется без имени Никиты Петровича Панина. На уроке «Отмена крепостного права в России» мы вспоминаем Виктора Никитича Панина….»
В романе Юрия Тынянова «Пушкин» подробно излагается один из моментов посещения усадьбы Николаем Карамзиным. Это – правда. Историк, писатель и неутомимый путешественник, Николай Михайлович дружил с Иваном Салтыковым, прославленным генерал-фельдмаршалом и губернатором Москвы. Для «домашнего» театра Салтыковых Карамазин даже сочинил интермедию «Только для Марфина».
Об отце Ивана Петровича – также фельдмаршале и генерал-губернаторе Петре Салтыкова – рассказывает роман Сергея Мосияша «Семи царей слуга», вышедший в 2000 году в серии «Русские полководцы».
Вполне естественно, что усадьба при каждом новом её владельце перестраивалась. О том, как она выглядела до реконструкции в 1830-х годах, можно судить по сохранившимся беседке в парке, музыкальному павильону и псарням.
Что касается уникального дворцового комплекса, который прекрасно смотрится в любое время года («Впрямь как розовая жемчужина!» — воскликнула при мне одна восхищённая посетительница), его создание связано с именем известного архитектора Михаила Быковского.
Он – автор таких московских шедевров, как колокольня Страстного монастыря, Ивановский монастырь и церковь Троицы на Покровке.
В марте этого года в Государственном архитектурном музее имени Щусева состоялась презентация иллюстрированного двухтомника «Архитектурное наследие М.Д. Быковского в Москве» и «Архитектурное наследие К.М. Быковского в Москве» — отца и сына, творчество которых — «целая эпоха в русской архитектуре, и продолжалась она с 1830 до 1906 года…»
Сам Марфинский дворец, его высокие белокаменные ворота и беспримерная конструкция моста, порождённые гением архитектора, – визитная карточка не только усадьбы, но и села Марфино. А ведь вроде бы готика, итальянские мотивы и явившиеся откуда ни возьмисьгрифоны…
Грозные птицы не сумели защитить усадьбу от череды лихолетий да и сами серьёзно пострадали, но хуже всего обстоит дело с мостом – его вполне может постичь судьба многих подмосковных артефактов. В ответ на свои повпли о спасении шедевра коренные марфинцы получают только отписки: объект-де принадлежит Министерству обороны.
Тут впору вспомнить загулы «отдыхающих» авиаторов во главе с Василием Сталиным на «Острове любви» посреди пруда. О них мне рассказывал мытищинский краевед Геннадий Смирнов…
А мне однажды посчастливилось погулять в селе Марфино на Масленицу. Блины, водка, девушки-красавицы, эх-ма!
Разместившийся на территории усадьбы Марфинский санаторий сегодня является филиалом Санаторно-курортного комплекса Миноброны РФ. Национализированная в 1918 году, через пять лет усадьба приобрела лечебно-оздоровительный «профиль», в каковом пребывает и по сей день. Тоже своего рода интермедия, только уже без воскресного водевиля в честь графских именин.
Болтино – Болдинская племянница
В сборнике «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения» фамилия Болтиных выводится от Михаила Болта — сына мурзы Кутлу-буга из Белой Орды, перешедшего в XIV веке на русскую службу.
В 1496 году Болтины уже были дворянами. Андрей Болтин по прозвищу Алай погиб под Казанью в 1548 году, Ахмат Федоров Болтин упомянут под 1556 годом, а Ондрей Иванов Болтин в 1568 году отмечен как служилый человек в Казани. Это — общеизвестные сведения.
В книге Александра Зимина «Россия на рубеже XV-XVI столетий» автор со ссылкой на Полное собрание русских летописей упоминает сына боярского В.И. Болтина, который — вместе с Максимом Греком — возглавил крупную экспедицию на Усть-Цильму для поисков серебра и меди.
С XVI — XVII веках Болтины имели поместья в Нижегородском крае, в том числе — «то самое» пушкинское Болдино. В потомстве их известны покорители Сибири, учёные, родственники Пушкиных. Тоже, вроде бы, известные вещи, но… в книге Владимира Кобрина «Власть и собственность в средневекокой России» фамилии Болтиных я не обнаружил, зато Пушкиных — пруд пруди…
По другим сведениям, Кутлу-буга, переселившись в Москву, принял православие и женился на русской. Болт – прозвище его сына Михаила, внук Матвей «аккуратно перевёл» в фамилию. На фамильном гербе Болтиных, в качестве родового «исходника» сохранился воин в татарской одежде на белом коне с серебряным мечом в поднятой руке.
С 1572 года согласно духовной грамоте Ивана Грозного село перешло во владение его четвертой жены Анны Ивановны Колтовской…
Другая славная фамилия, вписанная в историю села и района, — московских промышленников Чернышовых – с ними связана история «очередного пришествия» Троицкого храма в Болтино. В основном при финансовой поддержке Чернышовых, он построен в 1865-м на месте деревянной церкви начала XVII века.
Туристический автобус – на развороте Пироговского шоссе — обходит храм неспешно. Он не действовал с 1932 по апрель 1990 г. Некоторое время перед закрытием здесь хранили семенной овёс.
Слева в простенке – недалеко от входа – архангел Михаил с огненным мечом строго-настрого запрещает посетителям храма разговаривать во время песнопений.
Чернышовым принадлежала сукноткацкая фабрика в Пирогово. Жена Андрея Трофимовича Чернышева — Пелагея Яковлевна (урождённая Щербакова) владела также деревней Свиноедово, где она учредила земский приют, богадельню и больницу.
П.Я. Чернышева вошла а долю с известным фабрикантом и коллекционером Алексеем Ивановичем Хлудовым, а через 1,5 года выкупила фабрику на своё имя. Предприятию она дала название «Пелагея Чернышева и сыновья».
Сергей Николаевич Чернышев – на сайте world-war.ru вспоминает о своих предках следующее…
«В своем завещании Пелагея Яковлевна запретила делить капитал, дабы сохранить семейное предприятие для своих сыновей и внуков. Она скупила почти все земли квартала между Немецкой улицей, Денисовским, Бригадирским и Кирочным переулками в Москве.
Мой дед Сергей Иванович – внук Пелагеи Яковлевны, был директором фабрики. Национализированную фабрику в 1923-м назвали «Пролетарская победа», С развалом СССР производство на ней прекратилось.
Сергей Иванович, был оставлен в 1918 году на фабрике по просьбе рабочих главным инженером, потому что он фабрику очень хорошо знал, любил, и все его на фабрике уважали.
Это уникальный случай, чтобы прежний хозяин, который по стандартам большевиков считался эксплуататором и врагом рабочих, был оставлен по просьбе рабочих руководить производством.
Дед в 1916 году перевел миллион рублей в Англию для покупки нового оборудования. Тогда это были очень большие деньги. Они лежали в Англии до 1929 года. Он мог в 1917 году уехать из России и организовать за границей производство, но не хотел оставлять страну и свою — уже не собственную — фабрику, но своё любимое детище. Когда конфисковали фабрику, он не рассчитывал на то, что старое вернётся. Он был привязан к семье, к своей фабрике, к своей Родине и — остался.
Мы очень высоко ценим это его решение, принятое, конечно, в согласии с женой, урожденной Самгиной. Она происходила из семьи колоколозаводчиков Самгиных. Завод был на Каланчевской улице, а жили они в Замоскворечье в приходе Троицы, что на Пятницкой…»
Находясь по новому территориальному делению в составе городского поселения Мытищи, сегодня Болтино активно застраивается коттеджами. У деревни – хорошее автобусное сообщение как с Мытищами, так и с Москвой.
Про Болтино-Болдино получилсоь как-то пустовато…
«Перловка – не только одно из первых дачных мест Подмосковья, но одно из наиболее знаменитых и своеобразных. Сегодня, к сожалению, практически ничего существенного из образцов дачной архитектуры в Перловке не сохранилось…»
Да ну, быть не может! А если подумать, походить и посмотреть? По Перловке энд Тайнинке?
Да,и ещё: а что это за странный новодел с башней на фотографии?
Домушка, где периодически собираются нынешние купчишки!
Измельчали купчишки за сто лет по части эстетического вкуса! Как и по части проТчего…
Ну, давайте походим осенью, когда листва спадет, что бы можно было фотографировать. Больше 2-х, 3-х памятников дачного строительства вряд ли найдём…
Хорошая идея. Несколько лет назад ещё точно было что снимать. Кстати, в этом журнале кое-что можно увидеть на эту тему — откройте отдел «Проза» (отрывок «Пять тысяч лет спустя»), а также раздел «Фотографии».
Зелень, которая защищала центр от шума ж.д. исчезнет, и город задохнется в пробках шуме, газе и пыли см. проект микрорайон Цветочный город
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=SxPTy566LVo
Дачное место рассеется как пыль воспоминаний
А вы попробуйте выкурить Главвреда нашего из его дома с курями-огородами! Пытались некоторые, да обломались!
Каждому человеку- своя цена.Есть финансовые, а сейчас сильны и судебно- административные методы(законные и незаконные). И у Стройтэкса денежки есть. Дело за временем. Поживем и увидим.
Стыдитесь — наш Главвред не продаётся!!
И закон на его стороне — частную собственность никто пока не отменил!
А Главреда никто и не будет выкуривать)))))все на другой стороне железной дороги)))) Но можно назвать не «Цена» а «БОлее выгодные» условия проживания от которых нельзя отказаться))))