Белый тигр супротив золотого Оскара
По танку вдарила болванка…
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
Фото с сайта kinipoisk.ru
Свой новый фильм «Белый тигр» Карен Шахназаров приурочил к 9 мая. Сюрприз для зрителей, подарок прежде всего самому себе. Карен Георгиевич придерживается максимы, высказанной его учителем Сергеем Герасимовым: «Режиссер как повар, он должен приготовить то блюдо, которое сам будет есть».
Кушанье получилось на любителя. В прокате лента провалилась, но мастер на кассовый успех изначально не рассчитывал. Он может себе это позволить, благодаря былым заслугам перед кинематографом.
Фильм Шахназарова рано считать неудачей, ссылаясь на финансовые показатели. Денежные мешки охотно используют искусство в качестве кубышки, точно так же, как осьминоги обожают древнегреческие амфоры, но умопомрачительные ценники не повод считать то, к чему они прилеплены, шедеврами.
Не спешите хоронить «Белого тигра»: российская комиссия по отбору фильмов на премию «Оскар» дала ему шанс на долгую жизнь рядом с «Войной и миром», по соседству с Москвой, которая слезам не верит, в компании советских граждан «Утомлённых солнцем».
Фильм Карена Георгиевича заставил задуматься в первую очередь критиков (думать, глядя на экран, а не только лопать попкорн, – это их работа), как правильно снимать военное кино, в каком ключе – трагическом («Цитадель») или комическом («Мистер Питкин»)?
Сам Шахназаров определил жанр «Белого тигра» как «фантастика и мистика, погруженные в реальность войны». Но можно ли, следуя этому рецепту, смешивать мистику с реальностью?
Давать сапёров крупным планом в бронежилетах, похожих на кирасы. Показать, пушку, со стволом в виде лилии, который макнули в грязь и выстрелили – вот его и разворотило. Заглянуть в полевой госпиталь, где раненых режут без наркоза – истошный крик и стоны, и кровь рекой. И мало что изменилось с 1812 года. Разве что хирург в халате, а не в кожаном переднике и курит «Беломор».
Против таких реалий никто не возражает. Можно, хоть и не нужно: придётся водить возрастные ограничения — 18+, 16+, 12+. Вопрос в том, допустимо ли, как сказал один блогер, «приплетать в свои измышлизмы «достоверного» маршала Жукова, таких же солдат и офицеров и приписывать им то, чего не могло быть!»
Блогер умный – он знает всё, и про войну и про товарища Жукова, с лицом Ульянова или, куда ни шло, Владимира Меньшова. Но только не таким, как в «Белом тигре». Почему? Потому, что Жуков это легенда, а танк-альбинос, похожий на призрак, и танкист, с повадками зомби, да он и есть такой nosferratu, живой мертвец, это миф, чертовщина, суеверие.
Но на войне не бывает агностиков. Убеждённые атеисты начинают верить во всякую ерунду – и в бога, и в дьявола. А для рядового из окопа немецкий танк, возникающий из ниоткуда, и пропадающий в никуда, стократ реальнее Верховного Главнокомандующего и его заместителя товарища Жукова.
На передовой скорее Богоматерь с платком (правильнее сказать Покровом) увидишь, чем генералиссимуса с трубкой, а если так, то почему бы наряду с богом общевойсковым, всесоюзным, почему не быть богам рангом пониже – по родам войск, авиационному, пехотному, танковому.
Вот и Кирилл Разлогов директор Российского института культурологи, о том же: «Белый тигр» Карена Шахназарова демонстрирует «исчерпанность классического псевдодокументального подхода к воплощению реалий Второй мировой войны в игровом кино и переход к жанровым и мифологическим решениям, которые позволяют раскрыть общефилософские проблемы, связанные не столько с военным временем, сколько с самим феноменом войны…»
Примеров «псевдодокументального подхода к воплощению реалий» не счесть, это вся фильмография про войны от Рождества Христова до наших дней, от канонического «Чапаева», до сусального «Освобождения».
Исключением можно считать фильмы Германа – «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны». Удивительное погружение в реальность средствами чёрно-белого кино.
Но всё равно это не песнь татарина – что вижу, то пою, не взгляд на жизнь из окна первого этажа. И где мы можем увидеть настоящего маршала Жукова, раз уж речь о нём: в семейном альбоме, в документальной хронике, на парадных фотографиях или, для полноты картины, через замочную скважину?
Смирите гордыню, господа: реалити-шоу из Великой Отечественной при всём желании не получится, напрасный труд.
Даже у Шахназарова, как он ни старался, получилось далеко не идеально. Фильм затянут. За 200 метров до финиша начинаешь зевать. С удивлением замечаешь, что танковые баталии гремят на огородах, примыкающих к заброшенному селу.
Церковь полуразрушена, колокольня без креста, но избы вполне пригодны для жилья. Впору субтитры снабдить успокоительной надписью: при съёмках ни один бомж не пострадал.
Мнение блогеров у нас идёт по рублю за дюжину, но любопытства ради можно заглянуть и на эту свалку.
«Фильм бредятину «Белый тигр» выдвинул Российский оскаровский комитет на Оскар, позор!» — припечатал Станислав Садальский. У бывалого скандалиста слюней достаточно, чтобы оплевать весь комитет, включая председателя Владимира Меньшова. Но как бы он ни старался, доплюнуть до Шахназарова ему не удалось.
Разлогов в чём-то согласен с толстым Стасиком: Шахназаров снял не лучший фильм, но шансы попасть в номинацию на Оскара у него неплохие.
Известный культуролог плохой пророк. Он хочет сделать Карену Георгиевичу приятное, всё-таки недавно тот справил юбилей, но не знает или делает вид, что не знает американцев. А они очень сентиментальны. Если американского зрителя поставить перед дилеммой, что лучше: кишки по всему экрану или нюни? Он выберет последнее.
Киноакадемики, несмотря на яйцеголовость, того же мнения: сопли в финале также необходимы, как марухи с платочками в рассказе одесского фраера, который регулярно приходил на копчик.
Шахназаров такой возможности – поплакать от души, зрителям не предоставил. Однако последнюю надежду он, возможно, сознательно загубил сомнительным эпилогом: рыцарский зал в тевтонском замке, панели украшены барельефом с голыми девушками в истинно нордическом вкусе, в готическом кресле выцветший старик с характерными усиками.
Неужто Гитлер? Он самый! Живой и невредимый. Даёт интервью журналисту с европейской внешностью, предпочитающему сохранять инкогнито. И чуть ли не 5 минут экранного времени, а может и больше, фюрер сетует на европейцев за то, что они не поддержали его в выполнении великой миссии. Сетует и скорбит. И чтобы после этой бестактности номинировать на Оскара. Нет уж, извините.
Фильм был снят до того, как по исламскому миру прокатилась волна протеста в связи с «Невинностью мусульман» и не было причин беспокоить тень Гитлера, чтобы тот погрозил пальчиком с того света: а ведь я вас предупреждал!
«Но всё равно это не песнь татарина — что вижу, то пою…»
Татары — народ оседлый,а не кочевой, акынов среди них нет.
Значит, им ещё есть к чему стремиться! Как же без акынов-то?
С трудом смирился с летающим и стреляющим очередями из пушки танком и хорошо прожаренными шашлыками из Найденова и Гитлера, которые нечаянно воскресли. Это с трудом удалось втиснуть в собственное сознание. Но десятки косяков, которые нельзя оправдать мистическими началами фильма, просто шокируют. Провал в российском прокате и на «Оскаре» был гарантирован еще до съемки. А грубая антисоветчина не помогла попасть Шахназарову наряду с резуном в элиту лучших произведений .