Леонардо. Полёты на бумаге и наяву
И снова здрасьте: в ГМИИ им. А. С. Пушкина до середины февраля великий и прекрасный Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи со своим бесценным блокнотом «Кодекс о полёте птиц»…
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
18 листов 21 × 15 см, с описанием полёта птиц и технологии летающих аппаратов, придуманных — здесь надо поставить восклицательный знак! — мастером из Флоренции. Леонардо мыслитель, а не слесарь-сборщик, плотник, токарь, каменотёс, литейщик и т.п. Вытесывать из мрамора статую не для него, в кружке «Умелые руки» ему делать нечего. Он был амбидекстром — в одинаковой степени владел правой и левой руками, мог одновременно писать разные тексты двумя руками.
Но за всякое удовольствие (привет Одессе!) надо платить. Едва в руках мастера оказывалось что либо кроме кисти, карандаша или лютни, они отказывались работать должным образом. Самый яркий пример – работа над конным памятником Лодовико Сфорца в Милане: в 1482 г. монумент начат, в 1499-м… не закончен. В город ворвались французы и развалили глиняную лошадь – всё, что было сделано мастером по этому проекту за 17 лет. Хороший был конь!
Вокруг кодексов Леонардо напущено больше тумана, чем по поводу предсказаний Нострадамуса. Это взгляд в будущее. Понадобилось человеку вспорхнуть вместе с воробьями, он надевает вертикальный летательный аппарат, механизмы которого приводятся в действие с помощью рук, ног и головы, причём буквально: в то время, как руки и ноги попеременно вздымают и опускают крылья (размах 24 м) с амплитудой 4,8 м, голова управляет рулевым устройством.
Затруднения, возникающие при взлёте – взмахнул крылами, но не полетел, изящно устранены с помощью 12-метровой лестницы. Если взобрался на неё, то уже с гарантией полетел — высота пятого этажа более чем достаточна для ощущения бреющего полёта.
Вот, что говорит автор: «Посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он (аппарат) в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…».
Но не спеши, отважный махолётчик, отбрасывать стремянку за ненадобностью, как разгонный блок – она тебе ещё пригодится.
И снова голос Леонардо: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Короче, надоело махать – притомился, сложил крылья (24 метра это не шутка!) и цок-цок-цок по тротуару. Люди смотрят и завидуют.
Но если тебя несёт не вдаль, а ввысь, тогда тебе потребуется «воздушный винт» диаметр 9,6 метра, на полотняной основе с металлическим каркасом. Возьми себе товарища, потому что винт должны вращать два пилота, бегая по кругу с упором в рычаги.
Почти галерники, но это не нудная гребля на провонявшем от скопления мужиков корабле, а свободный полёт вверх-вниз. Чем выше скорость бега, тем больше высота. Этот приём, назовём его принципом Леонардо, чтобы восстановить историческую справедливость, использовал барон Мюнхгаузен, когда вытягивал себя за волосы из болота.
Слегка передохнём, прежде чем рассмотрим другие идеи, которым нет числа. Почему Леонардо так резко вырвался вперёд, опередив свою эпоху на несколько столетий? Попробуем ответить.
Обычные созидатели наподобие Архимеда, прежде чем приниматься за работу, обращались к фундаментальным законам физики, химики, механики, термодинамики, которые зачастую сами же устанавливали. Леонардо пошёл другим путём – нетрадиционным и результат налицо: большинство его идей при ближайшем рассмотрении наводят на мысль, что вышли они не из головы, а из одного места.
Отставим в сторону злополучный «винт» и громоздкий тренажёр для всех частей тела – называйте его махолётом или орнитоптером, как вам будет угодно. Нет подходящей среды для подобных аппаратов – надо сгустить воздух до жидкого состояния. Или другой вариант – махать чаще с частотой не меньше 10 тысяч взмахов в минуту, тогда и крылья не нужны.
Но нет у человека нужных мышц (больших грудных) в достаточном количестве нет и перьев. А как же Бэтмен?! Ведь он летает. зараза, которую серию подряд, да ещё в доспехах, вместо того, чтобы камнем об асфальт.
Но, господа, вы же понимаете — Бэтмен исключение! Ему и деньгами помогают, и компьютерной графикой, и всенародной любовью жителей Готем-сити. А у кого нет такой массированной поддержки, должен обратиться… к планеру, и в первую очередь к его бюджетному варианту – дельтаплану.
Дотошный Леонардо отметился и в этом секторе — как же без него. А следом за ним сюда же проникли ребята из Chanel 4 BBC. «Махолёт» и «штопор» они проигнорировали, как заведомую хрень. Но и относительно несложный параплан (до совершенного по своей простоте дельтаплана гений Леонардо слегка не дотянулся) дался им непросто.
Успех проекта во многом зависел от того, найдут ли они подопытного пилота весом до 50 килограмм. Среди жокеев желающих не нашлось – не захотели рисковать. На выручку пришла девушка — мисс Джуди Лиден, чемпионка мира по дельтапланеризму. Чертежи произвели на неё смешанное впечатление: «Моей первой реакцией было удивление (что за ерунда!)». Но с другой стороны: «Его красота меня просто поразила».
Механик Тим Мур, которому поручили изготовление и сборку дельтаплана, был настроен более скептически: «Когда я его увидел, я сказал себе, что он никогда не полетит!» Англичанин никогда бы так не сказал, если бы Леонардо обладал упорством Микеланджело и мелкой моторикой тульского Левши. Но прежде, чем выяснить, чем закончился английский эксперимент, пройдёмся по другим проектам мессера Леонардо, которым посчастливилось выйти из виртуала в реальность.
Первая на очереди самодвижущая повозка, оснащенная пружинным механизмом, используемым в качестве двигателя. После того, как Паоло Галлуцци, директор Института и Музея Истории Науки во Флоренции заявил на голубом глазу: «Это было, или есть, — первое в мире самоходное транспортное средство», – грешно отказываться от факта, что Россия была, есть и будет Родиной слонов.
Восемь месяцев понадобилось компьютерщикам, инженерам и столярам для доказательства того, что машина, нарисованная в 1478 году самым универсальным гением в истории человечества, способна катиться по полу на манер бибики с инерционным приводом. Повозке Леонардо размером 1,68 м на полтора, чтобы она поехала, надо крутить колеса против часовой стрелки.
«Это очень мощная машина, — сказал профессор Галлуцци. — Настолько мощная, что её не рискнули испытать. Она могла столкнуться с чем-нибудь и нанести серьезное повреждение». У нас, у русских, что бы мы ни делали, получается автомат Калашникова, у итальянцев – безобидные с виду адские машины.
Счётную машинку Леонардо, воссозданную по рисункам «Мадридского кодекса» доктором Гуателли в 1968 году, можно держать в комнате, не опасаясь за последствия, и даже крутить, если получится. Её выдавали на выставке, посвящённой достижениям IBM, как «раннюю версию современной счётной машины».
Механизм Леонардо поддерживает постоянное отношение десяти к одному в каждом из его 13 регистрирующих цифровых колес. После полного оборота первой ручки, колесо единиц немного поворачивается, чтобы отметить новую цифру в пределах от ноля до девяти… Каждое последующее колесо, отмечающее сотни, тысячи, и т.д., действует подобным же образом».
Модель ни у кого не вызывала сомнений, пока ей не заинтересовались профессор И. Бернард Коэн — консультант по коллекции IBM и доктор Берн Дибнер — ведущий специалист по Леонардо. Оба представляли Массачусетский университет.
Американцы утверждали, что рисунок Леонардо изображает не счётную машину, а механизм пропорционирования. Один оборот первой оси вызывает 10 оборотов второй и 10 в 13 степени оборотов последней оси. Но такая машина не могла быть построена из-за огромной силы трения, накапливающейся в результате. Вывод: доктор Гуателли «опирался на собственную интуицию и воображение и ушёл за границы идей Леонардо». Чтобы не разжигать конфликт, IBM удалила спорную копию из коллекции.
А теперь пора вернуться к дельтаплану. Основной проблемой была устойчивость. «Мы правильно сделали, сказал профессор Гарет Пэдфилд, куратор проекта, что провели стендовые испытания. Наш пилот несколько раз падал. Этим аппаратом очень сложно управлять». «Сложно управлять» — мягко сказано. Джуди Лиден сравнила дельтаплан с автомобилем, «у которого есть газ и тормоз, но нет руля!»
Аэроплан поднялся в воздух два раза (неудачные подскоки не в счёт). Самый удачный полёт (?) длился 17 секунд, на высоте не более 15 м (по условиям эксперимента, продиктованными соображениями безопасности). Максимальная дальность – 30 м. Мягко говоря, не впечатляет.
Однако продюсер научного цикла ВВС Майкл Мосли нашёл, что сказать. Леонардо, несмотря на многочисленные разработки военных машин, сеящих смерть (противопехотные колесницы с вращающимися косами, огромные бомбарды, зажигательные и разрывные снаряды, скорострельные пушки и прочая и прочая) в душе был пацифистом.
«Обнаруживая ошибки, мы чувствовали: они были сделаны неспроста. Леонардо специально вносил в свои проекты ошибочную информацию», чтобы его изобретения не использовались во вред человечеству. Ни человечеству, ни себе. Счастье итальянского народа и прочих жителей Земли, что великий флорентиец не участвовал в качестве подопытного кролика ни в одном из своих рискованных проектов. Бог его хранил, чтобы мы любовались в очередь загадочной улыбкой Моны Лизы».
P.S. Кто не желает испытывать своё любопытство, из-за которого пострадали жёны рыцаря Синяя борода и продолжают гибнуть кошки, кто считает мессера Леонардо техническим Нострадамусом (туманные пророчества, морально устаревшие идеи, раритетные технологии) и не хочет слышать про него разные гадости — не читайте приписку (дословный перевод с латыни). И тогда вы не узнаете, что флорентийский гений не изобретал велосипеда.
Тот самый, который возят с выставкой «Гений да Винчи» по странам и континентам, не обращая внимания на ось переднего колеса, из-за чего велосипед становится неуправляемым, и как библейский Китоврас, может ездить только по прямой. Это сделали монахи в 1960 году, когда реставрировали «Атлантический кодекс» и нашли на оборотной стороне сложенного вдвое листа два бесхозных кружочка, действительно нарисованных Леонардо.
Они поделились находкой с Карло Педретти, историком-искусствоведом из Калифорнийского университета. И не столь важно, кому пришла идея пририсовать недостающие детали: руль, уродское седло, педали, цепную передачу, о которой автор «Атлантического кодекса» понятия не имел. Диссонанс в итальянскую симфонию внёс Ганс-Эрхард Лессинг, бывший смотритель Технологического музея в Мангейме, который заметил подлог. Но мифический велосипед набрал ход — его не остановишь!
Прочитал с БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ!! Очень приятно и слог и всё остальное! Очень понравилось!!! как сейчас говорят- респект!