Красный в крапинку – новый взгляд на Санта Клауса

Люди, годы, жизнь; Понедельник, Январь 7, 2013

yandex-fotki

Как подсказывает опыт мировых религий, свято место пусто не бывает. И за него идёт серьёзная борьба, что говорит не столько о дефиците свободных площадок, сколько о недостатке воображения.


Владимир ХАБЛОВСКИЙ

В году 365 дней: бери – не хочу. Время бежит по кругу. И за точку отсчёта, когда открывать шампанское и зажигать бенгальские огни,  в принципе, можно взять любой день недели в любое время года. Но драчка идёт за зимнее солнцестояние.

Это удобно. Не нужно обращаться к звездочётам, телескопам, обсерваториям и т.п. Достаточно воткнуть в землю прутик и проследить, когда отбрасываемая им в полдень тень будет максимальной. Voila!

Пальма первенства принадлежала египтянам, пока её не отобрали христиане. Послали Осириса, куда подальше, и освободившееся место приспособили для Рождества.

И с ними никто не стал спорить, даже вечные оппоненты – мусульмане. Они поступили с зимним праздником точно так же, как с воскресеньем: перенесли выходной на пятницу, чтобы не пересекаться ни с евреями, ни с христианами. У них и летоисчисление по лунному календарю. А Новый год – Новруз приходится на 21 марта – день весеннего равноденствия.

И в этом есть своя прелесть: всё цветёт и зеленеет, природа пробуждается. Уж, если начинать новую жизнь, то не с понедельника и не в январе, а в марте.

Кто был в Египте, а таких немало, тот знает, что  Африка зимой лучше, чем летом. Чего не скажешь про наши северные широты. К тому же здесь были свои претенденты на Новый год,  доморощенные. Причём приходили они не нагишом и не с пустыми руками.

В Финляндии Йоулупукки («рождественский козёл») в красной шубе, в конусообразной шапке, в Эстонии Йыулувана («рождественский дед, старик»), в Карелии – Паккайне («Морозец»), сказывается российское влияние. А в Швеции сразу два, условно говоря, Деда Мороза: старый Юлтомтен  с признаками вредных привычек на лице, и маленький не мальчик, а карлик Юлниссаар. Оба с подарками: ходят по ночам и оставляют гостинцы, не заходя в дом,  на подоконниках.

Вот именно! Зачем нормальному человеку, дедушке лезть ночью в чужой дом через каминную трубу? Хозяева юмора не поймут, могут принять за домушника и встретить подобающим образом, как поросята – серого волка. И не в каждом доме есть камин. Во всяком случае, на родине Святого Николая в малой Азии на Анатолийском побережье подобного отопительного устройства точно не знали.

Камин могли завезти крестоносцы, но к тому времени Николай Мирликийский давно закончил свой земной путь. Вряд ли его любовь к детям, сколь бы велика она ни была, толкнула его на экстравагантный поступок – ночную прогулку по крышам с благотворительной целью – раздать малышам подарки.

А почему бы нет? Да потому что у него не было на то причины. В будние дни (в светлое время суток) пожалуйста, а в ночь перед Рождеством, с 24 декабря на 25 – извините. По той причине, что не было тогда никакого Рождества. Были только разговоры о том, что неплохо было отмечать это самое Рождество.

Но когда? Учёные (богословы) спорили. Климент Александрийский (полное имя Тит Флавий Климент, ум. до 215) настаивал на дате 20 мая, сразу за днём основания пионерской организации. Другие, более дальновидные склонялись к январю – 10 или 6 числу. Третьи отдавали предпочтение 25 или 28 марта.

Василий Великий (он же Кесарийский, 330-379), церковный деятель, теолог, философ-платоник, епископ г. Кесария (М. Азия) поручил Григорию Богослову (330 — 390) установить на Константинопольском соборе это празднование.

Златоуст на это тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний (315-403), чтобы, в качестве урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день Рождества уже на ближайшем Вселенском соборе — первом Константинопольском, который должен был уже вот-вот, точнее, в июле 381 года.

Но между иерархами развернулась жаркая дискуссия вокруг догмата Троичности. Победила формулировка Григория Богослова:  «Безначальное Начало и Сущее с Началом — Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть…» далее по тексту.

Собор предал анафеме ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и апполинариан. Тут уж, чада мои возлюбленные, не до Рождества. Пришлось немного потерпеть – дождаться Эфесского собора, на котором этот праздник был  наконец-то узаконен в 431 году.

И причём тут епископ Мирликийский? Может, кто-то на «Битве экстрасенсов 431» сказал в прямом эфире что-то про Николая Чудотворца, дескать, будет развозить на оленях мешки с подарками и ходить по крышам. Но мы об этом прорицателе ничего не знаем: его сразу определили, куда следует, возможно, что и на костёр.

И у Нострадамуса не находим нужного катрена: «Небом ночным слабый глазами старец направит сани к трубе восьмёрку рогатых. Но бамса не будет. К радости юных – в мешке мандарины с печеньем и конфетти, в смысле конфеты!».

Санта Клаус рождался в борьбе северных ветров с южными. Из Лапландии надуло атрибуты, из Италия, сюда, конкретно, в Бари переместились мощи святого, имя в голландской транскрипции.

Фото living-room

Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт. В Америку Рождественский кораблик ушёл с креном на скандинавский борт. Иначе как объяснить, что Санта так же, как его родственник «финский козёл» Йоулупукки разрисован под мухомор. От галлюциногенных аллюзий отказаться невозможно, потому что факты…

Все знают печальную историю северных народов: эволюция обошлась с ними негуманно – лишила организмы чукчей, эскимосов или, как их нынче кличут, иннуитов  ферментов, расщепляющих пресловутый этанол  С2Н5ОН, дескать, он им в суровом климате в условиях низких температур, исключающих брожение, ни к чему.

Оказывается нет, теперь бы вот очень пригодилось умение пить на морозе вёдрами, не пьянея. Но, чтобы вообще не баловаться  транквилизаторами, такого не может быть никогда. Пустующую нишу заполнили мухоморы.

Сырой мухомор (Amanita Muscaria) содержит 0,0002% ядовитого мускарина. В отличие от бледной поганки, где его на два порядка больше, доза не смертельна. В сушёных грибах отравы, естественно, больше, но не настолько, чтобы умереть в страшных мучениях.
Ощущения скорее приятные благодаря буфотенину, обладающему психоделическими свойствами.

Академик И.Г. Георги во время экспедиции 1787 года в Сибирь наблюдал это явление: «Когда кто съест за одним разом свежий мухомор или выпьет увар с трех оных высушенных, то после сего приему становится сперва говорлив, а потом делается так резв, что поет, скачет, восклицает, слагает песни, показывает необыкновенную силу».

Шаманы, озабоченные тем, чтобы в чумы прихожан долгой зимней ночью хоть иногда заглядывало веселье ходили с мешками, полными сушёных грибов.

Но оленеводы научились обходиться собственными силами, без посредником: они пили мочу оленей, которым скармливали мухоморы. Своего рода уринотерапия. Как сказал бы доктор Малахов: доброго им здоровьичка.

Итак, с костюмом определились. С оленями вроде бы тоже: после мухоморов у них крылья вырастали за спиной. Осталось выяснить, почему всё-таки Санта Клаус облюбовал трубу, вместо того, чтобы, как все нормальные герои входить через дверь.

Вот как отвечает на этот вопрос профессор кафедры антропологии Калифорнийского университета Джон Раш, основываясь на личных наблюдениях: шаманы «брали с собой огромные мешки, полные грибов, и направлялись к людям, чтобы показать свою любовь. Так как входные двери были часто завалены снегом, они забирались в дома через каминную трубу, таким же образом они выбирались из дома».

Небольшое пояснение: каминные, печные и прочие трубы, иными словами дымоходы, долгие годы, впрочем, какие там годы – столетьями считались в сельской местности роскошью. Печи и в особенности очаги топились по-чёрному через дыру в крыше, что только облегчало служителям культа задачу.

Ну и… Merry Christmas, folks! Или Happy New Year! Как вам больше понравится.

Tags:

2 комментария to “Красный в крапинку – новый взгляд на Санта Клауса”

  1. Ну, я

    Нам больше понравится по-русски:
    С Рождеством Христовым, православные!

    #30685
  2. Виктор Чаркин

    Не понял одного — ху из санта клаус?

    #30853

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит