Чайная тема не знает границ
Создать культурно-этнический фестиваль «Чаепитие в Мытищах» в Мытищинском районе – это дело «напрашивалось» давно…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора и Вячеслава НЕСТЕРОВА
Особого спора, чему он должен быть посвящён, не предполагалось, хотя это не первый районный фестиваль с таким названием. У городского поселения Мытищи так же поименован фестиваль национальной кухни, который проходит осенью в День города.
Два года подряд – прошлый и позапрошлый – большое «Чаепитие» также было приурочено ко Дню города и района и вдобавок сопровождалось традиционной ярмаркой «Дары осени». Мытищинцы таким образом «разрывались» между ярмаркой и фестивалем, имеющим, кстати говоря, свою ярмарочную часть.
Окончательное решение о сроках проведения Третьего «Чаепития» ещё не принято. В любом случае он будет и масштабнее первых двух и интереснее, как для его участников, так и для гостей. Собственно история фестиваля только начала складываться, нарабатывать традиции и формировать имидж.
Документальные свидетельства имиджа у него, впрочем, уже появились, свидетельства, выходящие за рамки районных СМИ. Разворот о прошлогоднем фестивале дал полноформатный глянцевый журнал «Отдых в России», выходящий 25-тысячным тиражом. Репортаж обо всех фестивальных мероприятиях представил ежемесячник российских писателей «Литературные известия» (5000 экз.)
Этот Второй фестиваль, перешедший в статус Международного, был ознаменован ещё одним важным событием. Компетентное жюри подвело итоги конкурса «Бренд района». Проходил он непросто, но с учётом «цифровых реалий современности» — рейтинговое голосование по 60 представленным работам было организовано на официальном сайте района по всем номинациям.
Практически все работы призёров обыгрывали тему древнего мытищинского волока из Клязьмы в Яузу. Ведь на районном гербе купеческая ладья появилась не случайно. Продолжая по сути дела эту «торгово-логистическую тему», Мытищи признаны неофициальной торговой столицей Московской области.
В районе представлены практически все торговые сети федерального уровня. Именно отсюда стартовал областной проект развития потребительского рынка «Губернаторское кольцо», первенцем которого стал «наш французский гость» — первый в России гипермаркет «Ашан».
В свою очередь «наш английский гость» — лондонская Ahmad Tea — контролирует производство в районе чая под своим знаменитым брендом. По нашему мнению, фабрика могла бы внести свою лепту не только в экономику, но и в проведение фестиваля. Имел же торговый дом нашего знаменитого чаепромышленника Василия Перлова своё представительство в Лондоне!..
Ладью, хотя и сильно стилизованную, изобразили на своём конкурсном подносе художники Жостовского промысла. Эта работа в номинации «Сувенир» заняла второе место.
В заводском музее находится великолепный поднос, на котором изображены купцы, уже дошедшие на своей ладье от яузского мытища до стен белокаменного московского Кремля… Первое же место завоевала небольшая, но изящная «Кукла с лентами» от народного промысла «Былина».
Гран-при конкурса жюри присудило книжке-раскраске «Азбука района», где под буквой «Б» как раз обозначен кукольный промысел «Былины». А под буквой «Я» — река Яуза с бегущими по ней ладьями. Авторами по-своему уникальной азбуки стали ребята из школы №10 и гимназии №16, руководимые их преподавателями.
Прежде чем предлагать в книжку иллюстрации, они провели собственный конкурс. Результат – своим не лишённым юмора «видеорядом» — порадовал не только районное руководство, но и участников фестиваля. Книжка была издана заранее – к его началу.
Дорогим заграничным гостям на «Втором Чаепитии» пришлось поделиться секретами своих достижений в туристической сфере. На проходившем одновременно заседании круглого стола «Развитие туризма на муниципальном уровне» были презентованы интересные программы города-партнёра Чернигова – ему уже исполнилось 1320 лет.
В свою очередь немецкий город Дюрен предложил Мытищам проводить совместные выставки, ярмарки, развивать информационные взаимосвязи. Сергиев Посад, Мышкинский и Некрасовский районы Ярославской области, на первый взгляд не обладающие большим экономическим потенциалом, наработали уникальный опыт «в продвижении турпродукта».
Богато гостями было и подворье, в которое прекратилась обширная площадь перед районным Дворцом культуры «Яуза». Все они были сориентированы на не знающую границ чайную тему, но поскольку «разбавлена» она была мастер-классами множества различных ремёсел, на площади установилась своеобразная ярмарочная гармония. То есть, и гуляние, и перекус, и шоу.
Тон ярмарке, как и на первом фестивале, задавали рукодельщики «Города мастеров». Места для них и других гостей – о чём обычно спрашивают потенциальные участники мероприятия – предоставляются бесплатно.
Все они, не только ярославцы, но суздальцы, сергиевопосадцы и, конечно же, знаменитые мытищинские «промысловики» из Жостова, Федоскина и «Былины» — настоящие энтузиасты своего дела.
Всем без исключения участникам «Чаепития» понравилось театрализованное представление, повествующее об истории земли Мытищинской. Фестиваль же ярко доказывает вроде бы простую, но важную истину: эта славная история – продолжается, народным традициям есть место и в конкурентной рыночной экономике.
Где ж главная кукла-то??
Ну, если бы во главу отдела по туризму поставили не вторую половину кладбищенского махинатора, а дельного специалиста, то и туристическая жизнь в районе бы бурлила, а не была тиха, как на кладбище, и пиар событию был бы достойный, а не убийственно никакой. «Отдых в России» журнал такой же значимый, как и «Горизонты культуры», выпускаемый в МО тремя калеками. Горизонты завалились за горизонт)))