МАКС-2013. В боевой раскраске и без…
Об 11-м Международном авиасалоне МАКС-2013 говорят, что «громких премьер» на нём не состоялось. Странно было бы, однако, в такой сложной отрасли, как и авиапром, ожидать ежегодных новинок. К тому же надо просто внимательно присмотреться…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Я ехал в Жуковский не для того, чтобы поглазеть на обожаемые с детства самолёты, а желая встретиться с людьми, которые имеют к ним отношение, без которых бы эти боевые и гражданские машины в воздух не поднялись. В основном речь о Заслуженном лётчике-испытателе, герое России Александре Климове…
Валерий Чкалов говорил: небо перестало быть стихией сильных, когда на самолёте появился туалет.
В России приступили к разработке беспилотного истребителя 6-го поколения. Когда в небо наладятся вмывать исключительно беспилотники, делать на МАКСах будет нечего.
На предыдущих салонах самым фотографируемым «объектом» – не протолкаться! – были американские лётчики, не хуже кинозвёзд позировавшие на раскрытой рампе своего «Геркулеса».
Поначалу я прошёлся мимо строя истребителей. Если на МиГ-35 было начертано его обозначение, то на соседней машине – похоже, Су-30, никаких пояснительных надписей.
Я – с претензией к охранявшим истребитель авиаторам: «Что же у вас только «ВВС России» указано?» «Потому что это армейский истребитель, а этот МиГ только ещё испытывается», — авиатор был явно раздосадован, что я сравниваю его машину с «конкурентной». «Но ваша-то здесь летает?» — «Как раз она и летает!..»
Вертолёты я встретил, как старых знакомых. Здесь, видимо, во избежание лишних вопросов, перед машинными были выставлены «монументальные» обозначения моделей.
А вот, кстати, Ка-62, чем не премьера! Впервые он в был показан публике на прошлогодней «HeliRussia-2012», и я долго крутился вокруг него и вокруг главного конструктора Сергей Михеева…
А вот среди наших птичек – от мала до велика – средний российско-итальянский вертолёт AW139, принадлежащий «Роснефти».
Тут же и другой красавец, явно оказавшийся в Жуковском впервые, – AW-101 в исполнении vvip, то есть для персон супервысокой важности.
Первое, что бросилось в глаза, — оригинальная раскраска и ни на что не похожие законцовки лопастей. Чем не премьера!
Как не скоро сказка о премьерах сказывается, видно на примере AW139.
Предварительное соглашение о создании российско-итальянского предприятия «ХелиВерт» по производству AW139 AgustaWestland (дочка итальянского концерна Finmeccanica) и ОАО «Вертолёты России» подписала на авиасалоне Фарнборо ещё в июле 2008 г.
Межгосударственное соглашение закрепили в том же году в ноябре в присутствии тогда ещё премьер-министров Владимира Путина и Сильвио Берлускони.
И только летом 2011-го во Франции были подписаны основные документы, регулирующие деятельность СП ЗАО «ХелиВерт»», и в начале следующего года его специалисты обучились в Италии в учебном центре AgustaWestland.
К тому моменту производственный корпус СП в Томилино уже строился. Я позвонил Климову как раз в тот момент, когда он присутствовал на установке закладного камня. «Хороним российское вертолётостроение», — мрачно пошутил Александр Михайлович, впрочем, признав, что у нас пока подобного вертолёта нет.
Чуть раньше, в ходе III Международной выставки «HeliRussia-2010» российское представительство AgustaWestland устроило показательные полётов AW139 в Москве и регионах. Даже журналистов катали!
В конце прошлого года, собранный из машинокомплектов, первый AW139 российской сборки отправился в полёт. Сколько их выпущено на сегодняшний день, предприятие не афиширует. Недавно на завод приезжал врио губернатора Андрей Воробьёв, и прошла информация, что предприятие способно выпускать до 24 машин в год. Были бы заказы.
И, как мы знаем, сегодня в Подмосковье активно идёт проработка идеи создания вертолётного сообщения. Все районы в обязательном порядке должны обзавестись вертолётными стоянками. В Мытищах таких стоянок должно быть две, на границе с МКАД и в 20 км от неё.
На днях компания «Аэросоюз» объявила о готовности построить два больших полноценных хелипорта.
А первый хелипорт был открыт в МВЦ «Крокус Экспо», прямо на крыше ближайшего к Москве-реке третьего павильона во время VI Международной выставки «HeliRussia-2013», на которую, к сожалению, я не попал, хотя и аккредитовался.
Зато я знаком с начальником учебного центра ЗАО «Русские вертолётные системы» (РВС), заслуженным военным летчиком России Александром Солодовниковым. Именно РВС при поддержке холдинга «Вертолёты России» построил этот хелипорт…
Не обнаружив на вертолётной стоянке Александра Климова, я позвонил ему по телефону. «Жду машину с лётчиками, через полчаса буду на месте, — отозвался он, — Иди в нашу палатку, скажи, что ты мой друг, пусть тебя напоят чаем».
Чай пить я не стал, а прогулялся поперечной аллеей – мимо взлётного поля и стоянки впервые прилетевшего на выставку дирижабля AU-30 – к тесно уставленной экспозиции ЗСУ и ЗРК всех мастей.
Развлекая публику, вращались мощнейшие локаторы. В блочные комплексы автоматизированного управления всей этой машинерией свободно заходили любопытствующие.
Вернулся к «МИлевской» палатке ровно в полдень. Климов, вопреки моему ожиданию, был не в авиационной «робе», а в костюме. Отсюда сходу первый вопрос:
— Александр Михайлович, вы сегодня не в боевой раскраске?
— Я же здесь всем командую. Много официальных мероприятий…
— Пять минут для прессы найдёте?
— Хочу показать Салавату (Заслуженный лётчик-испытатель Салават Садриев) итальянский вертолёт. Пошли с нами, по пути поговорим. Три дня подряд мои ребята летали, сегодня у них день отдыха…
— Что-то из новинок фирма представила?
— Ми-38 с российскими двигателями, раньше на него устанавливались американские Пратт энд Уитни. (Я уже это заметил и сфотографировал надпись «Климов» на обтекателе). Салават как раз летает на Пратт-Уитни.
— Я тут слышал разговор, что, мол, Ми-35 напрасно сделали ударно-десантным, он де получился тяжелее и не может соперничать с американцами. Да и вообще все наши вертолёты – всё те же Ми-восьмые…
— Для «тридцать-пятого» — то, что это и боевая и транспортная машина – как раз достоинство.
(Подходим, раздвигая ограждения, к AW-101. Вот это я угадал! Садриев с одним из членов экипажа поднимается в кабину, и я «щёлкаю» его снаружи…)
— Чем интересен этот вертолёт?
— У них, на мой взгляд, это самая сильная машина. У неё три двигателя вместо традиционных двух. То есть отказобезопасность гораздо выше. Они часто при полете в горизонте отключают один двигатель или переводят его на малый газ. Где нужна большая мощность, там переходят на все три.
— В боевом варианте эта машина существует?
— Во многих боевых вариантах. Например, носит торпеды, используемые против подводных лодок.
— У нас нет подобного вертолёта?
— Ми-38, только с двумя двигателями. Взлётный вес AW-101 – 15600 кг и у Ми-38 – тот же. Ни в чём мы не проигрываем, но у них очень много интересных технических решений, к примеру, композитная втулка несущего винта или те же аэродинамические законцовки лопастей…
(На стоянке появляется командир английского экипажа с четырьмя «капитанскими» нашивками на погонах. Общение «Александра» и «Эндрю» происходит на инглише. Климов объясняет, что привёл познакомить с вертолётом своего шеф-пилота.
Я — тоже по-английски! — прошу Эндрю назвать фамилию, хочу услышать, как звучит Strachen, прочтённое мной как Страчен. «Страхен», — поправляет кэп, это шотландская фамилия…)
Садриев заканчивает осмотр.
— Понравилась машина, — спрашиваю.
— Хорошая. Просторная функциональная кабина. Всё, до мелких деталей сделано очень эстетично.
По приглашению Климова Эндрю отправляется смотреть Ми-26Тс открытой рампой. Такой машины, — сказал он мне, ни у кого в мире нет. Я в свою очередь спросил у Садриева, летал ли он на этом вертолёте. Все наши летчики, — ответил испытатель, летают на всех вертолётах, выпускаемых нашей фирмой.
Климов объяснял шотландцу все особенности тяжёлого транспортного вертолёта, самого большого в мире.
Сильнее всего гостя поразило неоднократное упоминание о танках, которые способна перевозит эта машина. Вероятно, он живо представил себе, как наши вертолёты кружатся над Британией, там и сям выгружая непобедимые русские танки…
О каких танках шла речь по-английски, я не понял. Грузоподъёмность Ми-26 – «всего» 20 т.
Из экзотики – и одновременно новинки! – на МАКСе каким-то чудом оказался биплан — точная копия французского «Фарман-4», выпускавшегося в 1910 году.
Машина, как оказалось, изготовленная московским ООО «Русские авиашоу», силами двух механиков собиралась прямо на территории ЛИИ им. М.М. Громова. Если верить этим механикам, «Фарман» летает!
Почему нет? Летают же наши довоенные «Ишаки»!
Из числа vip-гостей выставки мне встретился главком ВДВ, герой России, генерал-полковник Владимир Шаманов.
В сопровождении офицеров ВВС он осматривал стоящий особняком российско-украинский Ан-70. Видимо, у десантников интерес к этой машине сохраняется, тогда как курирующий оборонку вице-премьер Дмитрий Рогозин лоббирует отечественный грузовик Ил-76, традиционно участвующий в МАКСе.
«Сейчас в России практически заморозили программу Ан-70, — заявил журналистам на МАКС-2013 генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива. — Я слышал интервью Рогозина, который назвал его виртуальным самолетом и конкурентом Ил-76. Это может говорить только некомпетентный в авиации человек…»
С конструктором не поспоришь. Это ведь не чиновник, который сегодня «профессионально» занимается нижним бельём военных, а завтра – ударными авикомплексами пятого поколения.
Одно то, что Ил-76 «работает» с 2000-метровой бетонки, а Ан-70 обходится 600 метрами грунтовой полосы, делает его предпочтительней для десанта. Нужной для Миноброны и МЧС машиной назвал АН-70 президент МАКС-2013, заслуженный летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев.