Хроника пикирующего лайнера
В России две беды – нехватка дворников и пилотов…
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
— Да кто ж его посадит – он же Боинг!
Если с первыми по-прежнему неясно, куда они деваются, разве что сгорают на работе, то ситуация с лётчиками постепенно проясняется – с каждой катастрофой.
В Казани не досчитались сразу шести членов экипажа. А за год до этого в Москве потеряла 8 человек компания Red Wings. Если так пойдёт и дальше – раз в квартал по одному пилоту долой, то скоро некого будет сажать к штурвалу. Разве что капитаны авиаиндустрии, менеджеры различного достоинства оставят на время офисы, чтобы показать класс.
— Не боги горшки обжигают! – говорил Борис Абрамович Березовский, светлая ему память, называя КВС (командир воздушного судна) «водилами».
К тому дело идёт. Давно вышло из моды быть заложником одной профессии. Всю жизнь посвятить логистике? Год проваландался экспедитором и можно перейти в мерчендайзеры, а потом сесть за кассу, чтобы дать отдых ногам.
Наглядное тому подтверждение Аксан Гиниятуллин: в 1999 году окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации, в 2003 году — Фордхэмский университет (Нью-Йорк) по направлению корпоративных финансов и бухгалтерии, прошёл школу бизнеса в Америке, Канаде, Индии, Китае, странах Центральной Азии,
22 декабря 2011 года он стал генеральным директором ОАО «Авиакомпания «Татарстан». И… за два неполных года довёл кредиторскую задолженность авиакомпании до 2,8 млрд рублей. Это отразилось на материальном положении сотрудников – невыплаты пилотам, стюардессам и др. достигли 37,7 млн рублей.
Специалисту такого уровня (американский английский в совершенстве, два высших образования в Узбекистане и в Америке – это вам не липовые дипломы, купленные в переходе у Трёх вокзалов!) ничего не стоит закончить ускоренные курсы пилотирования авиалайнеров и своей грудью закрыть кадровую брешь. Такому блестящему универсалу (на все руки от скуки) всё равно, чем заниматься – мелиорировать, банкротить или водить самолёты.
В самом деле, господа, пилотская работа, если разложить по полочкам, весьма необременительна – доложился диспетчеру, включил автопилот и свободен до самой Казани. Можешь заняться делами, как увеличить долги до 3 миллиардов, можешь выйти в салон – успокоить пассажиров: дамы и господа, летим на автомате, человеческий фактор, из-за которого совершается до 80% аварий полностью исключён!
Дядя шутит. Человеческий фактор начинается на земле и там же, увы, заканчивается. Не надо искать крайних в воздухе, валить на них всю ответственность – ибо мёртвые срама не имут. Не надо виноватить пилота только за то, что он непосредственно держался за штурвал и оставил отпечатки пальцев.
Если бы так рассуждали в Нюрнберге, то Международному военному трибуналу не было бы, к чему придраться. Все эти господа – Геринг, Кейтель и т.п. – разве они кого-нибудь лично убили? Ни боже мой! Вот и привлекайте к ответственности рядовых исполнителей со средним заработком 20 тысяч.
Несчастный Боинг, равно как и господина Гиниятуллина, изрядно мотало по свету. Из США, где его произвели на свет, во Францию, оттуда в Африку и обратно, а дальше пошло-поехало — от бразильцев к румынам, от румын к болгарам и, наконец, от болгар к казанцам, чтобы обрести здесь в международном аэропорту, заново отстроенном по случаю Универсиады, вечный покой.
Бедняга повторил судьбу российских мужиков, которые самую малость не доживают до пенсии.
Тихая старость ожидала американского страдальца в следующем 2014 году. За 23 года работы на износ лайнеру было что вспомнить, особенно солнечную Бразилию, где он сел на брюхо, имея на борту 107 человек.
И в Казани был звоночек 26 ноября 2012 года. После взлета самолет с 78 пассажирами на борту в кабине пилота сработали датчики о прекращении работы системы наддува, и произошел автоматический выброс кислородных масок. Пришлось совершить аварийную посадку.
Наконец, за сутки до аварии последнее предупреждение: при заходе на посадку в аэропорту Шереметьево у лайнера едва не отвалились лопасти – пассажиры, свидетели жуткого зрелища, пришли в ужас.
Самолёту, как минимум требовался ремонт, но не случилось. Московские услуги слишком дороги в сравнении с казанскими, хотя, если честно, и там наземные службы дерут с клиентов по-чёрному.
Наверное, пилоты были напуганы не меньше пассажиров. И не испытывали желания возвращаться в Казань на потрёпанном самолете. К обратному рейсу готовился другой самолет — канадский Бомбардье CRJ меньшей вместительности. Она-то и сыграла роковую роль.
Из Москвы на родину засобирался Ирек Минниханов, предпочитавший летать бизнес-классом. Такими местами канадский лайнер не располагал. И судьба Боинга 737-500 бортовой номер VQ-BBN, что говорит об иностранной прописке на Багамских островах, была решена…
Самолёт, даже такой потрёпанный, что в сравнении с ним девушки с трассы кажутся невинными, вне подозрений. Он под защитой могущественного бренда. Никто не смеет возложить хулу на Boeing, великий и ужасный, тем более отстранить от полётов до разъяснения, как это сделал с отечественными «Тушками» наш дорогой премьер. Ведь это же Boeing! Кто его посадит!
Вот и российский пилот не сладил с норовистым американцем. И кто за это бросит в него камень!..