Зевс, Пелопс, Карл Дим и др. – об играх с огоньком
Во-первых, кто такой Пелопс? Такие вещи надо знать…
Владимир ХАБЛОВСКИЙ
Фото Владимира ИЛЬИЦКОГО
Это не кто иной, как сын Тантала, которого злодей-папаша скормил богам-олимпийцам во время званного обеда – не по злобе, а шутки ради. Такой вот озорник. А впрочем, чему удивляться – похожие забавы были в ходу у Ивана Васильевича Грозного.
И этот факт можно признать, как родство душ русских с греческими. Ведь между нами действительно много общего, особенно в том, что боги есть и они на самом деле всё видят. Вот и тогда за столом Олимпийцы (Зевс со товарищи – всего больше сотни персон) заметили подлог, страшно разгневались и упекли злодея в преисподнюю на вечные муки жаждой и голодом.
Пелопса немедля воскресили (оказывается, в этом нет ничего исключительного – обычная божественная практика!) и наказали ему в знак торжества справедливости устроить Олимпийские игры.
Идея пережила века. И сегодня ажиотаж вокруг Олимпийских игр разгорается с каждым днём, приобретая нездоровый экстремизм, к слову сказать, присущий большому спорту, вскормленному большими деньгами. И как минимум, два соображения приходят на ум: где благодетель, способный изгнать торгующих из олимпийского храма, и, что дьявол определённо кроется в мелочах.
Легко бороться с телесными болезнями, когда известно, откуда они и от чего: грипп из Азии, чума из Африки, диарея от грязных рук. Угрозы духовному здоровью проистекают сразу и отовсюду: из леса, из болота, из-за печки, из мультяшек, Интернета и даже, чем чёрт не шутит, из передачи «Спокойной ночи малыши». И как эти напасти ни называй – Лешими, Кикиморами, Бабками Ёшками или Фата Морганками – имя им одно – нечистая сила.
«Детей и взрослых, — сетует протоиерей Всеволод Чаплин, — учат привыкать к мысли, что зло — это нечто веселое, модное и в целом приемлемое. Однако любые заигрывания с нечистью, любая привычка к общению с ней меняют в худшую сторону душу человека и, в конце концов, могут сделать человека несчастным».
И неизвестно, какие ипостаси вредной нежити более опасны – отечественные или иностранные, которым, в особенности этим последним – из-за рубежа, несть числа.
Список, совершенно закономерно, открывает древний бог морей, источников и рек, Нептун, он же Посейдон, прародитель легендарных атлантов, некогда населявших Атлантиду, загадочно исчезнувших с лица земли вместе со своим островом в одну гибельную ночь.
Что лишний раз подтверждает правоту отечественных священников – заигрывание с Лукавым, в какие бы одежды он ни рядился (или вовсе нагишом), до добра не доведёт.
Особенно чревато идолопоклонение римскому божеству, пусть даже шутейное, на кораблях ВМФ. «Языческим персонажам, отсутствовавшим во время Всемирного потопа на борту Ноева Ковчега, не место и на празднике православного морского воинства» – предупреждает церковь. И даёт в руки организаторов разнообразных праздников простой и надёжный принцип, позволяющий отделить овнов от козлищ.
Допустим, подходит к организаторам праздника подозрительный персонаж с огненным взглядом и несвежим дыханием с нотками сероводорода.
— Кто таков?
— Ну, Вельзевул.
— А позвольте ваш билетик на Ноев Ковчег. Не сохранили? Какая жалость! Ничем не можем помочь. Следующий.
Божество с трезубцем уже проиграло два раунда в Херсонесе на праздновании 1025-летия крещения Киевской Руси и в селе Морозовка Россошанского района Воронежской области, что примечательно, от рядового священника отца Романа.
— Такие праздники не совпадают с нормами верующих. Лучше бы крестный ход провели! – посоветовал батюшка.
Однако окончательной победы ещё очень и очень далеко. Нептуна отправили в нокаут — кто на новенького? Нетрудно заметить, что под определение «зло — это нечто веселое, модное и в целом приемлемое» (отец Чаплин), как нельзя лучше подходят забавные сочинские Мишка, Зайчик, Барсик и все, все, все, включая маргинальных кумирчиков Зойча, Пилу и Стакана. Уж этих точно не было на спасительном Ковчеге.
Странно, что церковь обошла их вниманием. Может быть, потому что мелкие и на виду, где, по мнению Шерлока Холмса, лучше всего прятаться. Но есть и другое правило искать под фонарём, потому что там виднее.
Вот и добрались, наконец, до олимпийского огня – маленького со свечку или большого, как прощальный костёр в пионерском лагере.
«Олимпийский огонь» — такое словосочетание звучит для древне-греческого уха звучит как оксюморон. Оригинальные Олимпиады, учреждённые героем Пелопсом, сыном фригийского царя Тантала, прекрасно обходились без файеров, факелов и гигантских горелок размером с нефтяную вышку.
Огонь не то, чтобы вовсе исключался из обихода – как можно без этого замечательного подарка Прометея! Естественно, разжигали на алтаре мангал для жертвоприношений Зевсу, чтобы зажарить божественный шашлык. Но, чтобы с факелами бегать по городам и весям, извините.
С пальмовой веткой, символом мира, или хотя бы перемирия на время Игр, всегда пожалуйста. Неплохо кстати было бы перенять прекрасную традицию!
Устраивались и забеги с факелами – лампадодромии, но это совсем другая история – не олимпийская. Идея соединить два в одном принадлежит Карлу Диму, немецкому политику, учёному, теоретику спортивного движения, стыдливо забытому потомками из-за того, что этот олимпийский чиновник держался за руку с Гитлером, причём неоднократно. И не только с ним, а также с Геббельсом и другими видными нацистами.
А как могло быть иначе, если Карл возглавлял Международный олимпийский институт (Internationales Olympisches Institut) в Берлине, публиковался в еженедельнике «Das Reich», записался добровольцем в вермахт и выступал с пламенными речами перед членами Гитлерюгенд.
Даже в последние месяцы войны он обращался к юным солдатам (почти детям), цитируя греческого поэта Тиртея: «Schön ist der Tod, wenn der edle Krieger für das Vaterland ficht, für das Vaterland stirbt» («Прекрасна смерть благородного воина в сражении умереть за отечество»). Звучит почти как наше отечественное: «имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Первая эстафера с факелом состоялась на Олимпиаде 1936 года – за 3 года до начала второй мировой войны. Олимпийский огонь был доставлен, естественно, из Греции. Православная церковь изменила своё отношение к откровенно языческому обряду, обойдя вниманием декрет императора Феодосия I Великого от 394 года, которым он запретил Олимпийские игры, как богопротивное языческое беснование.
Надо было повнимательнее приглядеться, кому в руки давали факел, с какой целью. К тому времени нацисты успели показать, как они обращаются с огнём: подожгли Рейхстаг, устроили на площадях костры из книг. И к церкви отношение у них было резко отрицательное: католиков преследовали, подвернись к ним под руку православные, они бы им тоже показали кузькину мать.
А что ещё можно было ожидать от людей, которые ни в грош не ставили Спасителя, считая христианство религией рабов. Но по части парадов и торжеств им не было равных: ни до фашистов, ни после них никто не устраивал таких грандиозных (мороз по коже!) факельцугов. В сравнении с факельными шествиями олимпийская эстафета, хоть в космос её запускай, хоть под воду, детский лепет.
И спрашивается, на кой ляд культивировать пироманию, устраивать фокусы с явлением язычески божественного огня под действием поджигательного стёклышка, если разницы между газовой горелкой и спичечным пламенем фактически никакой – на вкус не отличишь.
Но человеческую природу не исправишь. Если по всем канонам нельзя, но очень хочется, тогда факел вам в руки.