Владислав СКОК. С камикадзе один на один

Изо/Музо, Люди, годы, жизнь; Четверг, Май 22, 2014

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На фронте вести дневники было запрещено. Да и как это делать в окопах…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора

В штабах – другие дело, там некоторые смелые офицеры фиксировали происходящее, хорошо понимая, что их заметки – документ эпохи, те сведения из первых рук, которые не доступны никому, кроме самих участников событий. Более того, они давали оценку увиденному и пережитому, критическую в том числе.

Но имелись в сражающихся войсках люди, дневники которых были совсем  иного свойства. Поэты и художники даже под страхом смерти не смогли бы отказаться от своих сочинений и  художеств, ведь эта потребность у них в крови.

Сентябрь 1941 года. Враг рвётся к Москве. Будущий Заслуженный художник России, мытищинец Владислав Скок учится в художественной школе при знаменитом Суриковском училище.

У него, родившегося 13 октября 1922 года, возраст самый что ни на есть призывной. В военкомате рассудили логично: художник должен стать военным топографом, хотя обычно на эту специальность предназначались дипломированные геодезисты.

Так Владислав оказался в Иркутской военно-топографической школе. В годы войны по любой военной специальности учили не больше шести месяцев, если вовсе не три и – на фронт.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Час испытания огнём для художника, служившего в Маньчжурском укрепрайоне Дальневосточного фронта, пробил на рассвете 9 августа 1945 года. Советским войскам понадобилось меньше месяца, чтобы Япония, пережившая к тому же два атомных удара, капитулировала.

Квантунская армия японцев, хотя силы были явно не равны, сопротивлялась ожесточённо. В девятидневном штурме самого мощного вражеского укрепрайона под Хайларом, в котором участвовал Скок, полегло больше тысячи русских бойцов…

Владислав Антонович много рисовал до этого сражения – в основном  чёрно-белые пейзажи по пути Транссиба, ведь его трижды направляли на Западный фронт, но всякий раз возвращали назад.

В Китае после окончания боевых действий он стал рисовать более активно и уже с цветом. Запомнившиеся боевые эпизоды, когда наши шли в атаку, не считаясь, как обычно, с потерями.

Советские бойцы в ожидании боя – в полной экипировке с примкнутыми штыками.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Подпись «Ст. Ханэ, 45 г.» стоит под рисунком, изображающим японского камикадже. Смертник, а ведь жив, курилка!

Очень много рисовал Скок в парикмахерских. Основная «натура» сидит неподвижно, да и что ещё делать, когда ждёшь своей очереди?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

А вот – целая улица в одном из китайских городков (Мудигиу?), не затронутых боями. Дамы, дети, военный в фуражке, уличные торговцы… Жизнь продолжается.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

При жизни Владислав Антонович показывал  папку с этими рисунками журналистам. Создал он об этой войне и большое живописное полотно. Затем папка затерялась, и была найдена недавно вдовой художника Людмилой Александровной Скок, когда  отбирала картины для очередной выставки.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Война заставила мирного художника стать художником-баталистом, сам Владислав Скок об этом времени рассказывать не любил. Но на то и дневники и стихи, песни и рисунки, чтобы очевидцы «роковых событий» могли по-прежнему оставаться нашими живыми собеседниками.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Tags: , , , , , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит