Книжный фест на Красной площади: из центра бури – в центр болота
На Красной площади открылся одноимённый фестиваль, пришедший в прошлом году на смену почившей в бозе мартовской выставке «Книги России», но от этого не ставший – кроме фона! – более впечатляющим по литературным событиям…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Магия цифр, которую используют для привлечения читателей организаторы феста – 400 издательств-участников! – на поверку оказывается всего несколькими стендами.
Новинок опять же – кот наплакал. Длинные полки Донцовой. Красиво поданный – под «атакующим» углом к Луи Буссенару – Валентин Пикуль.
Мимо меня торжественно проплыли сначала Владимир Жириновский – его партия включена в программу феста, затем – ещё более вальяжный – замглавы «Роспечати» Владимир Григорьев.
В сегодняшнем интервью «Российской газете» (писателю Игорю Вирабову) Григорьев поведал: ведомство специально обращалось «к президенту страны с предложением сделать фестиваль ежегодным, приурочив его ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка — 6 июня. И теперь это не просто фестиваль, который проходит на Красной площади, теперь это действительно ежегодный книжный фестиваль «Красная площадь».
Удивил!
После первого прошлогоднего феста и тем более после сегодняшнего его посещения мне кажется, что бобик сдох, не успев родиться. Когда я прошёл через проверочный кардон – ещё не было 11 часов – навстречу двигалась уже всё осмотревшая толпа потенциальных читаталей. Книгами из этих полутора десятков человек никто нагружен не был.
Площадь большая, но обещанного Григорьевым «книжного парада» не наблюдается. Кино, музыка (сплошная классика!), закуски – вышли на передовую позицию для поддержания «литературных штанов». Не уверен, что успешно. Большинство граждан приходят на площадь, как на выставку с деликатесами: красиво и дорого, облизнулись и айда!
У них нет конкретной цели и, следовательно, повода её достичь, потратив свои кровные. Вспомним также отмену льготного проезда для пенсионеров Подмосковья, составлявших до принятия этого «мудрого» решения значительную долю посетителей музеев и других интересных мест. Как аукнулось, так и откликнулось!
У меня цель была. Обожающий прозу Валентина Катаева, я заинтересовался наконец-то изданной в серии ЖЗЛ книгой о нём самом. Её автор – Сергей Шаргунов — уже многим известен. Когда я нырнул под свод шатра, где шла презентация, первой услышанной фразой была следующая: «Катаев всегда находился в эпицентре бури».
По словам Шаргунова, Валентин Петрович стал бы значительным писателем при любой власти – в этом загадка его личности. «Он не был чем-то особенно мотивирован и больше всего в жизни ценил творческую свободу», — констатировал Шаргунов.
Настала пора автографов. Хотя слушали Шаргунова человек 30, за автографами с купленными книгами подошли всего пятеро. Ценник магазина «Библио-Глобус» — 1169 рублей. На фесте стоимость 700-страничной книги – чуть менее 900 рэ. Думаю, на осенней и куда более представительной ММКВЯ-2016 она будет продаваться дешевле 800 рэ.
Когда подошла моя очередь получить автограф, я рассказал Шаргунову о руководителе кедринского ЛИТО Юрии Петрунине, учившемся с мамой писателя в Литинституте и в качестве «ответного подарка» вручил свою книгу «От Перловки до Берлина» — с необходимыми пояснениями. Думаю, материщину в стихах он танкисту простит, но не исключено, что прочитав про «попа-дармоеда», выбросит книжку на помойку.
Что ж, в прошлом году я принёс с помойки книги Сергей Довлатова и Михаила Булгакова. А «бесценное вино» Марины Цветаевой в магазине отдавали покупателям «в нагрузку» по нулевой стоимости. Если кто-то помнит, это был громко рекламируемый «Год литературы в РФ».
Вирабов, беседуя с Григорьевым, поведал, что в технопарке у метро «Строгино» открылся пункт приёма литературы, где москвичи продают свои книги по 7 рублей за кг, включая классику и энциклопедии. Дёшево же, однако, ценят великую русскую словесность господа-приёмщики!..
Отчитавшегося за «русского поэта» Бродского» Владимира Бондаренко в презентационном шатре сменили профессор НИУ ВШЭ экономист Григорий Явлинский и поэт-депутат Евгений Бунимович. Отчего сразу двое, не ведаю. Бунимович, правда, ещё и учитель математики. На разных мероприятиях я неоднократно видел обоих, а Бунимовича даже слушал в пору попыток наших известных поэтов «вернуться в Политехнический».
Состоялась на Красной площади у меня и ещё одна встреча. За моей книгой приехал с работы настоящий полковник и свой брат-кадет Валера Селезнёв. Когда-то по Красной площади в батальонном строю Московского СВУ мы маршировали в настоящем параде.
Потом я ползал на танке по карагандинским степям, а он своими ракетами прикрывал меня сверху. «Ты тут, наверно, всё уже осмотрел, — сказал Валера, ну и как впечатление?» Я пожал плечами: «Болото…»
Кстати, узнал про статью из фейсбука…
Писал, писал и не вижу.. — то ли не отправил, то ли — на модерации))))
Об чём писал-то?..
Автор — всё такой же весельчак. А тут плакать надо бы…
Чего ж прям плакать-то? Да, перестали мы быть литературоцентричной нацией уже лет 20 — 25 как. И тем не менее, по статистике на 0,4% больше книг и брошюр в России выпущено в 2015 г. по сравнению с 2014-м, а абсолютный прирост продаж в прошлом году — вообще впервые за 25 лет — больше чем 2%. В мировом рейтинге издания книг Россия регулярно занимает 4 строчку.
А что до сдачи книг в скупку — так многие теперь имеют в кармане электронную книжку или другой гаджет, куда помещается целая приличная библиотека.
Аплодисменты! Приз — в студию!