Град небесный на земле
Кто бы ни вошёл в главные ворота Ново-Иерусалимского монастыря – верующий или атеист, реакция на храм Воскресения Христова с окружающими его церквями, будет одинаковой: град небесный на земле…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Столь мощные храмы на Руси «ставились» не только как символы веры – они наглядно демонстрировали мощь и несокрушимость государства. По реке либо посуху будет приближаться к городу гость (возможно, незваный), и первое, что он увидит – вздымающиеся к небесам каменные твердыни: храмы, башни, стены с бойницами.
На стенах – пушки. Не замай! Станет он в восхищении либо страхе обозревать купола-шеломы – шапка свалится…
Сегодня в Воскресенском храме и на монастырской территории ещё продолжается реконструкция, так что при подъезде к нему нужно быть внимательным – с определённой точки (и больше пока ниоткуда) удастся увидеть заново отстроенную великолепную ротонду Гроба Господня, которая выше колокольни, восстановленной в 2014 году.
В том же году был издан путеводитель по монастырю, посвящённый 20-летию возобновления его деятельности. Советую его приобрети (250 рублей), поскольку в нём имеется схема собора, много исторической и практической информации. Кроме того, уникальные снимки, которых самому не сделать. К примеру, фото 1936 года, сделанное во время варварского вскрытия гробницы патриарха Никона.
На снимке можно рассмотреть мощи этого великого государственного деятеля и реформатора. Большевики, растерявшие по пути переустройства «всего мира» не только веру, но и элементарное уважение к мёртвым, выбросили останки патриарха, и где они теперь находятся, не известно.
Впрочем, есть мнение, что это была месть за те лишения, которые претерпели русские староверы, не желавшие принять церковную реформу патриарха, «упразднившего Христа».
Их, напомню, гноили в порубах, сжигали живьём. Интересно, что Пётр Первый, прекративший гонения на староверов, получил прозвище царя-антихриста. На то, конечно, были свои причины. Ну не умеют у нас проводить реформы так, чтобы без «перегибов на местах» и прочих, порой катастрофических, недоразумений. Историю, увы не перепишешь, хотя некие хитрованы попыток не оставляют и, вероятно, не отставят.
«Первоначально топография, топонимика и церковные сооружения Нового Иерусалима воспроизводили основные святыни христианской Палестины и представляли собой местность, простиравшуюся на десять километров от юга к северу и на пять – от востока к западу», — говорится в путеводителе.
Приведена в нём и схематическая реконструкция, относящаяся к концу 1670-х годов (всего 9 объектов), а также интересная гравюра XVIII века, по которой можно сделать вывод: ротонда Гроба Господня была в то время ниже колокольни и не такая шикарная, как сегодня.
10 декабря 1941 года, то есть в дни контрнаступления Красной Армии под Москвой, 75-летие которого мы будем скоро отмечать — сапёры из дивизии СС «Райх» взорвали храм, верхние ярусы надвратной церкви и башен монастырской ограды…
Но вот мы входим в монастырь через распахнутые ворота восстановленной надвратной церкви (Церковь Входа Господня в Иерусалим), то есть с южной стороны, минуя размещённые справа от ворот – «те самые» исторические пушки.
Из нескольких захоронений южного некрополя все, конечно, обращают внимание на великолепное надгробие Анны Цуриковой из чёрного лабродорита. Мозаичная икона на нём выполнено по эскизу Виктора Васнецова. Между некрополем и собором – выглядящая невысокой, а на самом деле подземная церковь равноапостольных Константина и Елены.
Слева через дорожку – на взгорке должна была быть роща, символизировавшая Гефсиманский сад, но она вырублена, видимо, в ходе реконструкции. Прямо перед нами по дорожке – возрождённая из пепла колокольня. На большинстве снимков монастыря в Интернете она ещё отсутствует.
В первозданном виде, естественно, реставрированном, сохранился только самый нижний её ярус.
Справа-сверху видим великолепную отделку храмовых окошек, — они находятся на паперти Голгофской церкви.
Непосредственно перед входом справа – вмурованные в стену белокаменные плиты с резным стихотворным «Летописцем» архимандрита Никанора. Размещены они на заложенном в конце XVII века западном входе на Голгофу. Автор сам назвал этот подобный книжному текст «сложной таблицей», но для нас он является произведением искусства.
Входим в храм через Красные врата. Путеводитель даёт чёткое представление, в каком из храмовых приделов вы в данный момент находитесь, и что из себя представляет то или иное помещение. Поскольку вошли мы с юга – перед нами сквозной проход до Северных врат, пока закрытых.
Минуя Камень миропомазания, оказываемся в центре храма: справа – главный иконостас, слева – проход в Ротонду сквозь Царскую арку. Наш храм, в отличие от иерусалимского «аналога» гораздо светлее, что благоприятствует фотографированию – со вспышкой здесь снимать нельзя.
В центре – по стенам картины с историей сотника Лонгина Каппадокийского, сперва римского воина, затем святого, лишившегося головы только за то, что стал христианином. Пример о «всеобщей пользе» религии.
На Царской арке, если смотреть на неё из Ротонды, две даты. Нижняя – со словом «начало» — 1656 год: в этом году патриарх Никон купил вотчину Романа Боборыкина, чтобы приступить к реализации замысла о «Русской Палестине».
Дата выше – 1759 год: вместо обрушившегося кирпичного шатра над Ротондой по проекту Бартоламео Растрелли был возведён великолепно расписанный 3-ярусный деревянный – тот, что сгорел в 1941-м. Прежний вид ему, сделанному из сибирской лиственницы, вернули три года назад.
В центре Ротонды – Часовня Гроба Господня.
По кругу Ротонды — расставлены фотографии, зафиксировавшие, каким был храм до восстановления. Не все его внутренние стены ещё расписаны по сохранившимся деталям.
Кое-где оставлены неоштукатуренными фрагменты текстов.
За Горным местом, обходя его по кругу, приходим к лестнице, ведущей в подземную церковь равноапостольных Константина и Елены.
Именно мать императора Константина Великого была инициатором раскопок в Иерусалиме и строительства храма, ставшего прототипом для подмосковного собора.
Здесь сохранился медный чеканный иконостас XVIII века, изготовленный на пожертвования Алексея и Кирилла Разумовских.
В северной части церкви – могилы жены полководца Александра Суворова Варвары Ивановны и их сына Аркадия Александровича, талантливого 27-летнего генерала, погибшего в 2011 году при переправе через реку Рымну…
На выходе через южные врата видим над ними двуглавого орла. На его груди – щит с вензелем посещавшей собор императрицы Елизаветы Петровны. В её правление храм продолжал строиться и украшаться в стиле барокко.
Не столь древний по сравнению с «заморскими» Воскресенский собор, как мы видим, имеет богатую историю. Именно Воскресенский монастырь в Истре должен, по распоряжению правительства РФ, должен стать центром туристического кластера федерального уровня в Подмосковье.
Любят у нас щеголять иностранными словами, подразумевающими, что тот, кто их произносит, знаком с кластерной теорией в экономике.
Если не строятся гостиницы эконом-класса и прочие необходимые туристические объекты, нынешний план также останется на бумаге. А где деньги. Зин?! Остаётся ждать доброго дядю-инвестора, а это в данном случае всё равно что Второго пришествия…
Пётр прекратил гонения на староверов? Хи-хи. Изучайте матчасть.
Никто так и не прекратил? Поклёп на Петра Великого!
«В 1702 году Петр I гарантировал свободу вероисповедания иностранцам, вызываемым для службы в Россию. В манифесте говорилось: «Мы… охотно предоставляем каждому христианину пещись о блаженстве души своей».
Но к старообрядцам это не относилось. При Петре I были созданы многочисленные учреждения и должности для искоренения старообрядчества, такие как Розыскные раскольничьих дел канцелярии, мирские судьи и сыщики по раскольничьим делам из гвардейских поручиков. Все граждане были обязаны доносить на известных им старообрядцев.
До 1716 года в России последовательно проводилась политика истребления собственного русского народа по религиозному признаку.
8 февраля 1716 года было признано более полезным применить экономические меры: старообрядцам было позволено жить в селах и городах при условии двойного налогообложения.
Старообрядцев, согласившихся платить двойную дань, так и стали называть двоеданами. Однако это не означало отмены прежних гонений. Особенно отличался жестокостью и ненасытностью архиепископ Нижегородский Питирим, преследовавший и казнивший древлеправославных христиан, прятавшихся от него по глухим лесам. В книге «Пращица» Питирим писал: «Раскольников, как еретиков и мятежников, следует подвергать таким же наказаниям и смерти, каким подвергались древние еретики и раскольники… В Ветхозаветной Церкви непокорных поведено убивать, тем более в новой благодати подобает наказанию и смерти предавати непокоряющихся Восточной церкви».
И это были не просто слова, Питирим приложил немало усилий, чтобы на смертную казнь были осуждены керженские иноки, из которых самым известным был диакон Александр Керженский.
Разработанный при Петре I «Духовный регламент» предписывал: для того чтобы узнать, не является ли человек тайным старообрядцем, его рекомендовалось причастить в новообрядческой церкви. А если он откажется, то причастить следовало насильно!
Для этой цели было изобретено даже специальное приспособление: кляп, вбиваемый в рот, имеющий по середине отверстие, куда могла вставляться воронка. Этот же регламент запрещал старообрядцам занимать духовные и гражданские должности.
На старообрядцев пытались оказывать психологическое давление, унижая и превращая их в изгоев общества. В 1722 году для отличия от прочего населения царь повелел носить старообрядцам особую одежду: серые зипуны с высоким клееным «козырем» (козырьком) красного цвета, ферези и однорядку с лежачим ожерельем.
За нарушение полагалось взыскивать пошлину и штраф.
Святыни, находящиеся у старообрядцев, тоже подвергались гонениям. В XVIII веке повелева¬лось зарывать в землю мощи святых, если они находились у старообрядцев, чтобы «раскольники не могли вырыть», а Святые Дары — сжигать. Господствующая церковь боролась и с иконами старого письма. До конца XVIII в. предписывалось также отбирать у старообрядцев старопечатные книги (впоследствии отбирались лишь книги, напечатанные без разрешения властей или содержащие критику господствующей церкви).
Разрушение семейных основ русских семей тоже было методом преследования за убеждения. В то время как всем народам Российской империи была дарована свобода вступать в брак по их обрядам, в отношении старообрядцев действовали многочисленные распоряжения, по которым им запрещалось совершение таинства брака и крещения. Дети, родившиеся у старообрядцев, русских по национальности, считались незаконнорожденными.
При императрице Елизавете жесткость мер против старообрядцев смягчается; подобная политика проводится и в царствование Екатерины II» (с).
Добавлю в доп. к статье! Какие вы, однако, христиане, кровожа-а-адные.
Не сильнее атеистов!..))